Г.Лебон.
Психология народов и масс
(изд."Макет",СПБ,1995г)
КНИГА 1 ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ
OCR: Михаил Шнайдер
Введение. СОВРЕМЕННЫЕ ИДЕИ РАВЕНСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИСТОРИИ
Возникновение и развитие идеи равенства. -- Произведенные ею
последствия. -- Во что обошлось уже ее приложение. Нынешнее ее влияние на
массы. -- Задачи, намеченные в настоящем труде. -- Исследование главных
факторов общей эволюции народов. -- Возникает ли эта эволюция из учреждений?
-- Не заключают ли в себе элементы каждой цивилизации -- учреждения,
искусства, верования и пр. -- известных психологических основ, свойственных
каждому народу в отдельности? -- Значение случая в истории и неизменные
законы. -- Трудность изменить наследственные идеи в данном субъекте.
Идеи, правящие учреждениями народов, претерпевают очень длинную
эволюцию. Образуясь очень медленно, они вместе с тем очень медленно
исчезают. Став для просвещенных умов очевидными заблуждениями, они еще очень
долгое время остаются неоспоримыми истинами для толпы и продолжают оказывать
свое действие на темные народные массы. Если трудно внушить новую идею, то
не менее трудно уничтожить старую. Человечество постоянно с отчаянием
цепляется за мертвые идеи и мертвых богов.
Уже почти полтора века прошло с тех пор, как поэты и философы, крайне
невежественные относительно первобытной истории человека, разнообразия его
душевного строя и законов наследственности бросили в мир идею равенства
людей и рас.
Очень обольстительная для масс, эта идея вскоре прочно укрепилась в их
душе и не замедлила принести свои плоды. Она потрясла основы старых обществ,
произвела одну из страшнейших революций и бросила западный мир в целый ряд
сильных конвульсий, которым невозможно предвидеть конца.
Без сомнения, некоторые из неравенств, разделяющих индивидуумов и расы,
были слишком очевидны, чтобы приходилось серьезно их оспаривать; но люди
легко успокаивались на том, что эти неравенства -- только следствия различия
в воспитании, что все люди рождаются одинаково умными и добрыми и что одни
только учреждения могли их развратить. Средство против этого было очень
простое: перестроить учреждения и дать всем людям одинаковое воспитание.
Таким-то образом учреждения и просвещение стали великими панацеями
современных демократий, средством для исправления неравенств, оскорбительных
для великих принципов, являющихся единственными божествами современности.
Впрочем, новейшие успехи науки выяснили все бесплодие эгалитарных
теорий и доказали, что умственная бездна, созданная прошлым между людьми и
расами, может быть заполнена только очень медленными наследственными
накоплениями. Современная психология вместе с суровыми уроками опыта
показала, что воспитание и учреждения, приспособленные к известным лицам и к
известным народам, могут быть очень вредны для других. Но не во власти
философов изъять из обращения идеи, пущенные ими в мир, когда они убедятся в
их ложности. Как вышедшая из берегов река, которую не в состоянии удержать
|