Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1 of 144 
Next page End  

    Г.Лебон.
    Психология народов и масс
     (изд."Макет",СПБ,1995г)
     КНИГА 1 ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ
     OCR: Михаил Шнайдер
Введение. СОВРЕМЕННЫЕ ИДЕИ РАВЕНСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИСТОРИИ
     Возникновение  и   развитие  идеи  равенства.   --   Произведенные   ею
последствия. -- Во что обошлось уже ее  приложение. Нынешнее ее  влияние  на
массы.  -- Задачи,  намеченные  в  настоящем  труде. -- Исследование главных
факторов общей эволюции народов. -- Возникает ли эта эволюция из учреждений?
--  Не  заключают  ли  в  себе  элементы каждой  цивилизации --  учреждения,
искусства, верования и пр. -- известных  психологических основ, свойственных
каждому  народу в отдельности?  --  Значение случая  в истории и  неизменные
законы. -- Трудность изменить наследственные идеи в данном субъекте.
     Идеи,  правящие  учреждениями   народов,   претерпевают  очень  длинную
эволюцию.  Образуясь  очень  медленно,  они  вместе  с  тем  очень  медленно
исчезают. Став для просвещенных умов очевидными заблуждениями, они еще очень
долгое время остаются неоспоримыми истинами для толпы и продолжают оказывать
свое  действие на темные народные массы. Если трудно внушить  новую идею, то
не  менее  трудно уничтожить  старую.  Человечество  постоянно  с  отчаянием
цепляется за мертвые идеи и мертвых богов.
     Уже  почти полтора века прошло с тех  пор, как поэты и философы, крайне
невежественные  относительно  первобытной истории человека, разнообразия его
душевного строя и  законов  наследственности бросили  в  мир  идею равенства
людей и рас.
     Очень обольстительная для масс, эта идея вскоре прочно укрепилась  в их
душе и не замедлила принести свои плоды. Она потрясла основы старых обществ,
произвела одну  из страшнейших революций и бросила западный мир в целый  ряд
сильных конвульсий, которым невозможно предвидеть конца.
     Без сомнения, некоторые из неравенств, разделяющих индивидуумов и расы,
были слишком  очевидны,  чтобы  приходилось серьезно их оспаривать; но  люди
легко успокаивались на том, что эти неравенства -- только следствия различия
в воспитании, что все  люди  рождаются одинаково умными и добрыми и что одни
только  учреждения могли  их  развратить. Средство против  этого было  очень
простое:  перестроить  учреждения и дать всем людям  одинаковое  воспитание.
Таким-то   образом  учреждения   и  просвещение   стали  великими  панацеями
современных демократий, средством для исправления неравенств, оскорбительных
для великих принципов, являющихся единственными божествами современности.
     Впрочем,  новейшие  успехи  науки  выяснили все  бесплодие  эгалитарных
теорий и доказали, что умственная бездна,  созданная прошлым между  людьми и
расами,  может  быть  заполнена  только  очень   медленными  наследственными
накоплениями.  Современная  психология  вместе  с  суровыми  уроками   опыта
показала, что воспитание и учреждения, приспособленные к известным лицам и к
известным  народам, могут  быть  очень вредны для других.  Но  не  во власти
философов изъять из обращения идеи, пущенные ими в мир, когда они убедятся в
их ложности. Как вышедшая  из берегов река, которую не в  состоянии удержать
Hosted by uCoz