В этом исследовании я займусь только восточным искусством. Генезис и
преобразование европейского искусства подчинялись одинаковым законам; но
чтобы показать его эволюцию у различных народов, нужно было бы входить в
подробности, каких не допускают чрезвычайно тесные рамки этого исследования.
Возьмем сначала искусство Египта и посмотрим, чем оно некогда стало,
переходя последовательно к трем различным расам: неграм Эфиопии, грекам и
персам.
Из всех цивилизаций, когда-либо процветавших на земном шаре,
цивилизация Египта наиболее полно вылилась в своем искусстве. Она выразилась
в нем с такой силой и ясностью, что художественные типы, родившиеся на
берегах Нила, могли годиться для одного только Египта и быть приняты другими
народами только после того, как они подверглись значительным изменениям.
Египетское искусство, в особенности архитектура, есть выражение
особенного идеала, который в продолжение 50 веков постоянно интересовал весь
народ. Египет мечтал создать человеку нетленное жилище ввиду его эфемерного
существования. Эта раса, вопреки стольким другим, презирала жизнь и лелеяла
мысль о смерти.
Более всего ее занимала неподвижная мумия, которая своими покрытыми
эмалью глазами в своей золотой маске вечно созерцает в глубине своего
темного жилища таинственные иероглифы. Не опасаясь никакой профанации в
своем гробовом доме, огромном, как дворец, среди расписанных и покрытых
изваяниями стен бесконечных коридоров, эти мумии находили здесь все, что
прельщало человека в течение его короткого земного существования. Для них
копались подземелья, воздвигались обелиски, пилоны, пирамиды, для них же
обтесывались задумчивые колоссы, сидящие с выражением спокойствия и величия
на своих каменных тронах.
Все прочно и массивно в этой архитектуре, потому что она стремилась
быть вечной.
Если бы из всех народов древности нам были известны только одни
египтяне, то мы за всем тем могли бы утверждать, что искусство -- самое
верное выражение создавшей его расовой души.
Очень различные друг от друга народы: эфиопы (низшая раса), греки и
персы (высшие расы), заимствовали свое искусство или у одного Египта, или
частью у Египта, частью у Ассирии. Посмотрим же, чем оно стало в их руках.
Возьмем сначала самый низший из только что поименованных нами народов,
эфиопов.
Известно, что в очень раннюю эпоху египетской истории (XXIV династия)
народы Судана, воспользовавшись анархией и упадком Египта, завладели
некоторыми из его провинций и основали царство, имевшее последовательно
своей столицей Напату и Мероэ и сохранившие свою независимость в продолжение
многих веков. Ослепленные цивилизацией побежденных, они пытались подражать
их памятникам и искусству; но эти подражания, образцы которых у нас имеются,
большей частью грубые оболваненные статуи. Эти негры были варварами; слабое
развитие их мозга осудило их на застой; и действительно, несмотря на
цивилизующее влияние египтян, продолжавшееся в течение многих веков, они
никогда не вышли из варварства. Нет примера ни в древней, ни в современной
истории, чтобы какое-нибудь негритянское племя возвысилось до известного
уровня цивилизации; всякий раз, когда в силу одной из тех случайностей,
которые в древности сложились в Эфиопии, а в наши дни -- в Гаити, высокая
цивилизация попадала в руки негритянской расы, эта цивилизация быстро
принимала очень плачевные формы.
Другая раса, тогда тоже варварская, но белая, греческая раса
заимствовала у Египта и Ассирии первые образцы своего искусства, и она также
сначала ограничивалась безобразными подражаниями. Произведения искусства
этих двух великих цивилизаций были доставлены ей финикийцами, тогдашними
|