цивилизации -- дифференциация индивидов и рас. Итак, не к равенству идут
народы, но к большему неравенству. -- Жизнь какого-нибудь народа и все
проявления его цивилизации составляют простое отражение его души, видимые
знаки невидимой, но очень реальной вещи. Внешние события образуют только
видимую поверхность определяющей их скрытой ткани.
-- Ни случай, ни внешние обстоятельства, ни в особенности политические
учреждения не играют главной роли в истории какого-нибудь народа.
-- Различные элементы цивилизации какого-нибудь народа, будучи только
внешними знаками его психического склада, выражением известных способов
чувствования и мышления, свойственных данному народу, не могут передаваться
без изменений народам совершенно иного психического склада. Передаваться
могут только внешние, поверхностные и не имеющие значения формы.
-- Глубокие различия, существующие между психическим складом различных
народов, приводят к тому, что они воспринимают внешний мир совершенно
различно. Из этого вытекает то, что они чувствуют, рассуждают и действуют
совершенно различно и что между ними существует разногласие по всем
вопросам, когда они приходят в соприкосновение друг с другом. Большая часть
войн, которыми полна история, возникала из этих разногласий. Завоевательные,
религиозные и династические войны всегда были в действительности расовыми
войнами.
-- Скоплению людей различного происхождения удается образовать расу,
т.е. сформировать в себе коллективную душу, только тогда, когда путем
повторяющихся веками скрещиваний и одинаковой жизнью в тождественной среде
оно приобрело общие чувства, общие интересы, общие верования.
-- У цивилизованных народов нет уже естественных рас, а существуют
только искусственные, созданные историческими условиями.
-- Новая среда, моральная или физическая, действует глубоко только на
новые расы, т.е. на помеси древних рас, скрещивания которых разложили
унаследованные от предков черты. Одна только наследственность достаточно
сильна, чтобы бороться с наследственностью. На расы, у которых скрещивания
еще не успели уничтожить устойчивости признаков, влияния среды имеют только
чисто разрушительное влияние. Древняя раса скорее гибнет, чем подвергается
изменениям, которые требует приспособление к новой среде.
-- Приобретение прочно сложенной коллективной души представляет собой
для известного народа апогей его величия. Разложение этой души означает
всегда час ее падения. Вмешательство чужеземных элементов составляет одно из
наиболее верных средств достигнуть этого разложения.
-- Психологические виды, как и анатомические, подвергаются действию
времени. Они также осуждены стареть и угасать. Всегда очень медленно
образуясь, они, напротив, могут быстро исчезать. Достаточно глубоко нарушить
функционирование их органов, чтобы заставить их испытать регрессивные
изменения, результатом которых бывает часто очень быстрое уничтожение.
Народам нужны многие века, чтобы приобрести определенный психический склад,
и они его иногда теряют в очень короткое время. Восходящая дорога, которая
ведет их на высокую ступень цивилизации, всегда очень длинна; покатость же,
ведущая их к падению, чаще всего бывает очень короткой.
-- Рядом с характером нужно поставить идеи как один из главных факторов
эволюции какой-нибудь цивилизации. Они действуют только тогда, когда после
очень медленной эволюции преобразовались в чувства. Тогда они застрахованы
от возражений, и требуется очень долгое время для их исчезновения. Каждая
цивилизация происходит из очень небольшого числа общепринятых основных идей.
-- Среди наиболее важных руководящих идей какойнибудь цивилизации
находятся религиозные идеи. Из изменений религиозных верований
непосредственно вытекало большинство исторических событий. История
человечества всегда была параллельна истории его богов. Эти дети наших
|