Navigation bar
  Print document Start Previous page
 10 of 20 
Next page End  

типа: “Разрешите? — Пожалуйста”, “Извините! — Ничего страшного” и т. п.
Конвенция, следовательно, вынуждает партнеров к “безличному” контакту,
к общению масок.
б) Ситуативные ограничения. Они близки к конвенциональным. Здесь
выделяются особые ситуации, в которых участие личностей как партнеров
контакта лишь “портит” дело. Примеры: церемониал сдачи смены или раз-
вода караула, чайная церемония у японцев и т. п.
в) Эмоциональные ограничения. Партнеры общения эмоционально хо-
лодны или враждебны друг к другу и, стремясь предотвратить конфликт,
пользуются в контакте исключительно масками.
г) Насильственные ограничения. Один из партнеров, возможно, готов к
межличностному общению, но другой по тем или иным причинам пресекает
эти попытки, надевая маску и вынуждая сделать то же самое своего собе-
седника. Ограничения этого рода, как видим, отличаются от эмоциональных
лишь некоторыми нюансами.
Ограничения контакта, по Д. С. Парыгину (1970), создают “психологи-
ческие барьеры между людьми”, заменяя подлинное общение “стереотипа-
ми”, “стандартными поведенческими реакциями”.
Любой случай контакта масок может быть объяснен перечисленными
ограничениями или их сочетанием.
6) Личность и позиция личности в контакте
Личность — структура чрезвычайной сложности, и мы будем рассмат-
ривать ее лишь в частных аспектах, имеющих наибольшее значение в кон-
такте. Человек как “коммуникант” располагает по крайней мере тремя лич-
ностными позициями. Они, по мнению Э. Берне, сосуществуют в рамках од-
ной и той же личности, дополняя друг друга.
а) Позиция ребенка, “дитяти” (позиция Д). Сохраняется от раннего
возраста. Сосредоточивает в себе сильные и слабые стороны детской нату-
ры. К “сильным”, видимо, следует отнести раскованность, творческие поры-
вы, импульсивную жизнерадостность, фантазию, любопытство. К “слабым”
— пугливость, неуверенность, беспомощность, доверчивость, не-
сдержанность.
б) Позиция родителя (позиция Р). Усваивается в детстве за счет обо-
жания старших и подражания им. Ее сильные стороны: уверенность в право-
те моральных требований, способность к авторитетному тону, к покрови-
тельству и защите слабого. Менее привлекательные черты: безапелляцион-
ность, догматизм, сознание превосходства и права “карать”.
в) Позиция взрослого (позиция В). Расчет действий, контроль над ни-
ми, трезвость в оценках, понимание относительности догм. При этом из-
лишний скептицизм, скованность (недостаток спонтанности), бедность фан-
тазии, недооценка эмоциональной стороны жизни.
Будь человек лишен какой-либо из этих позиций, его поведение стало
бы “неадаптивным”: либо слишком жестким, либо слишком рыхлым и беза-
лаберным. Однако в некоторую единицу времени (по ходу контакта) веду-
щей является какая-то одна из позиций; в следующий момент может возоб-
ладать другая.
Из сказанного следует, что в контакте участвуют фактически не двое, а
шестеро партнеров:
Hosted by uCoz