Примеры. А смерил Б презрительным взглядом. Тот демонстративно
отвернулся произошла трансакция. То же самое, но Б попросту смотрел в
другую сторону и не заметил знака презрения, трансакция не состоялась
(контакта не было). А сообщил Б некую новость, Б улыбнулся, не сказав ни
слова, трансакция, тем не менее, имела место, так как улыбка это
жест, коммуникативный стимул. А в качестве актера произнес эффектную
реплику, зрительный зал (в качестве адресата) затаил дыхание трансакция
состоялась. То же если публика возмущенно зашикала, расхохоталась или
разразилась аплодисментами. Человеческие трансакции почти всегда пред-
полагают использование нескольких кодов одновременно, т. е. пучка язы-
ков. Язык слов сочетается с языком пауз, интонаций, поз и мимики.
4) Содержание коммуникативного стимула
Как видно из только что приведенных примеров, коммуникат способен
нести как элементарную, так и сверхсложную информацию. Пример элемен-
тарной так называемое поглаживание: информация о принадлежности к
одной общности, о благожелательном отношении к партнеру. Пример
сверхсложной информации словесно-музыкально-пантомимическая пе-
редача мистического опыта жрецом или шаманом.
Особо выделим эмоциональный радикал коммуникативного стиму-
ла. Если элементарный положительный стимул мы согласимся, по Берне,
называть поглаживанием, то элементарный отрицательный стимул за-
служивает названия пинка, укуса или укола. Укол предпочтительнее
с точки зрения стиля.
5) Партнеры контакта. Маски
Дальнейшая разработка схемы касается партнеров контакта. Посколь-
ку речь идет о людях, каждый из них располагает:
а) набором масок для безличной коммуникации;
6) личностью для межличностной коммуникации. Обратимся теперь
к контакту масок.
Маска это совокупность знаков (речевых, жестовых), подача кото-
рых обеспечивает гладкое и безопасное взаимодействие в человеческой
группе. Примеры: маска вежливости. В общественном месте отсутствие та-
кой маски (злобное или рассеянное выражение лица, грубый тон, чересчур
громкий смех и т. п.) влечет за собой санкции группы: нарекания, насмешки,
агрессивность. И в то же время появиться в маске вежливости среди подвы-
пивших гуляк значит вызвать их раздражение или обиду; здесь требуется
другая маска: доброжелательства или лояльного невмешательства. Маска
скорби подходит для похорон, но не для свадьбы и т. д. Люди меняют маски
почти автоматически, по обстоятельствам.
Если в общении партнеров допускается только контакт масок, т. е. на-
кладывается ограничение на участие личностей в беседе, то перед нами пер-
вый случай формального общения.
Указанное ограничение может быть разным по своей природе. Отме-
тим четыре типа ограничений, накладываемых на контакт. а) Конвенцио-
нальные ограничения. В данной социальной группе существует конвенция
обычай, согласно которому в автобусе не принято задавать вопросы лич-
ного характера случайному спутнику (Вы, должно быть, сегодня плохо
спали?) или сообщать что-либо из своей личной сферы (Знаете, я разоча-
ровался в жизни). Приняты лишь безличные коммуникативные стимулы
|