Существование межличностных отношений внутри различных форм
общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в
деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.
Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людьми (в том
числе общественные) вновь воспроизводятся. Иными словами, это означает,
что в объективной ткани общественных отношений присутствуют моменты,
исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и
сталкиваются непосредственно социальное и психологическое. Поэтому для
социальной психологии постановка этой проблемы имеет первостепенное
значение.
Предложенная структура отношений порождает важнейшее следствие.
Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут
представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было от-
ношений. Хотя в действительности содержанием межличностных отноше-
ний в конечном счете является тот или иной вид общественных отношений,
т. е. определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их
сущность остаются в большой мере скрытыми. Несмотря на то что в процес-
се межличностных, а значит, и общественных отношений люди обменива-
ются мыслями, сознают свои отношения, это осознание часто не идет далее
знания того, что люди вступили в межличностные отношения.
Отдельные моменты общественных отношений представляются их
участникам лишь как их межличностные взаимоотношения: кто-то воспри-
нимается как злой преподаватель, как хитрый торговец и т. д. На уровне
обыденного сознания, без специального теоретического анализа дело обсто-
ит именно таким образом. Поэтому и мотивы поведения часто объясняются
этой, данной на поверхности, картиной отношений, а вовсе не действитель-
ными объективными отношениями, стоящими за этой картиной. Все услож-
няется еще и тем, что межличностные отношения есть действительная ре-
альность общественных отношений: вне их нет где-то чистых обществен-
ных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участ-
ники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной со-
циальной роли и как неповторимые человеческие личности. Это дает осно-
вание ввести понятие межличностная роль как фиксацию положения че-
ловека не в системе общественных отношений, а в системе лишь групповых
связей, причем не на основе его объективного места в этой системе, а на ос-
нове индивидуальных психологических особенностей личности. Примеры
таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни: про от-
дельных людей в группе говорят, что он рубаха-парень, свой в доску,
козел отпущения и т. д. Обнаружение личностных черт в стиле исполне-
ния социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и,
таким образом, в группе возникает целая система межличностных отноше-
ний (Шибутани, 1968).
Природа межличностных отношений существенно отличается от при-
роды общественных отношений: их важнейшая специфическая черта
эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рас-
сматривать как фактор психологического климата группы. Эмоциональная
основа межличностных отношений означает, что они возникают и склады-
ваются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по от-
ношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три
вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и
|