чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все
виды этих эмоциональных проявлений.
Однако в социальной психологии обычно характеризуется именно тре-
тий компонент этой схемы чувства, причем термин употребляется не в
самом строгом смысле. Естественно, что набор этих чувств безграничен.
Однако все их можно свести в две большие группы:
1) конъюнктивные сюда относятся разного рода сближающие лю-
дей, объединяющие их чувства. В каждом случае
такого отношения другая
сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демон-
стрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;
2) дизъюнктивные чувства сюда относятся разъединяющие людей
чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть,
даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает
желания к сотрудничеству и т. д. Интенсивность того и другого рода чувств
может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естествен-
но, не может быть безразличным для деятельности групп.
Вместе с тем анализ лишь этих межличностных отношений не может
считаться достаточным для характеристики группы: практически отношения
между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоцио-
нальных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опо-
средованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной за-
дачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений
в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельно-
стью, т. е., в конечном счете, стоящих за ними общественных отношений.
Общение в системе межличностных
и общественных отношений
Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет
расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной
системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо ска-
зать несколько слов о проблеме общения в целом. Решение этой проблемы
является весьма специфичным в рамках отечественной социальной пси-
хологии. Сам термин общение не имеет точного аналога в традиционной
социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен
обычно употребляемому английскому термину коммуникация, но и пото-
му, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном слова-
ре особой психологической теории, а именно теории деятельности. Конечно,
в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделе-
ны такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах
социально-психологического знания. Однако суть проблемы, как она ста-
вится в отечественной социальной психологии, принципиально отлична.
Оба ряда отношений человека и общественные, и межличностные,
раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни
общения в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение
же и есть реализация всей системы отношений человека. В нормальных об-
стоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру
всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу (Леон-тьев А.
А. Общение как объект психологического исследования // Методологиче-
ские проблемы социальной психологии, 1975. С. 289), т. е. включены в об-
щение. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном обще-
|