Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
участвует данная страна. Положительными факторами, как ни странно, являются гражданские
волнения, социальные конфликты, т. е. ситуации, выдвигающие сильных личностей и требующие
от личностей быстрого взросления, постижения сути происходящих событий и соответствующего
выбора.
Среди факторов ближайшего окружения особая роль принадлежит тем моделям поведения,
которые реализуют люди, находящиеся перед глазами молодого ученого. Чем шире круг моделей,
доступных индивиду для наблюдения и подражания, чем более разнообразные влияния он
испытывает, тем больше он имеет возможностей для выбора собственной роли и соответствующей
линии поведения. Автор отмечает, что хотя формальное образование ученого и его
взаимодействие с учителем имеют большое значение, положение ученика, изучающего науки под
руководством наставника, способствует развитию творческого потенциала лишь до определенного
момента, ибо слишком долгое пребывание на формирующей стадии вредно для ученого (Simonton,
1988).
Когда процесс приобретения опыта в основном закончен, наступает следующий - продуктивный -
период, в течение которого ученый перерабатывает накопленный опыт, преобразует его в свои
внутренние установки и взгляды и "отдает" в виде своих научных результатов. На этой стадии
значение "влияний" хотя и остается, но заметно ослабевает. Основной движущей силой
дальнейшего развития ученого как личности и как профессионала становится его собственная
внутренняя среда, сложившиеся к этому моменту глубинные личностные образования: ценности,
смыслы, мотивы, потребности, идеалы и т. п.
Таким образом, и исследователи собственно личностных характеристик ученых, и исследователи
факторов их становления постепенно, хотя и с разных сторон, подошли к осознанию
необходимости формировать новые подходы к личности как к целостной структуре,
объединяющей отдельные ее характеристики (которые при традиционном анализе выступают как
разрозненные) единым смыслом и стержнем. Представление о личности как системе позволяет
понять, почему одни и те же внешние воздействия могут приводить к совершенно
противоположным эффектам у разных индивидов: любое воздействие преломляется через
сложившиеся психологические образования, особый внутренний мир человека и воплощается в
разных типах поведения.
192
§ 6. Интегрирующий подход к исследованию личности ученого
Заявления о необходимости нового подхода к психологии творческой личности слышатся прежде
всего из уст тех психологов, которые вначале шли по традиционному, "коллекционерскому" пути
ее анализа и на основе собственного опыта убедились в ограниченности такого взгляда на ученого.
Для своего времени он был закономерен и необходим, в его недрах накоплен большой
эмпирический материал, который требует осмысления под новым углом зрения.
Но одно дело понять, что личность есть система, и совсем другое - выделить ее главный
системообразующий признак, найти адекватные пути изучения этой системы. Основания новой
методологии изучения личности ученого психология науки черпает из общей психологии, которая
также бьется над решением этой проблемы, и из истории науки, имеющей большой опыт
жизнеописаний ученых как представителей определенной научной дисциплины и конкретного
исторического периода развития науки и общества.
Поскольку данное концептуальное направление появилось относительно недавно, многие его
положения пока являются недостаточно проработанными. Скорее, это некоторые глобальные идеи
и соображения, намечающие общие контуры и направления развития исследований личности
ученого.
Разные авторы имеют свое видение того, что составляет стержень личностной структуры. Р.
Кэттелл считает, что это ценности. Дж. Гилмор полагает, что внутренняя сила продуктивной
личности, ее свобода и независимость (которые являются непременным условием
продуктивности) обусловлены способностью воспринимать себя как отдельную и отличную от
других единицу, т. е. сильным развитием у нее личностной идентичности (Gilmore, 1974). Близких
взглядов придерживаются Р. Смит, выдвинувший тезис о том, что основным источником
творчества является культивирование собственной личности (Smith, 1973), А. Маслоу, введший
понятие "самоактуализирующейся личности" (Maslow, 1968), и некоторые другие авторы.
Как бы ни называли разные авторы выделяемую интегральную характеристику личности, ни у
кого из них не возникает сомнений в том, что она представляет собой мотивационно-цен-ностное
|