Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Данное издание представляет собой авторскую работу, подготовленную в рамках программы
"Обновление гуманитарного образования в России", которая осуществляется Государственным
комитетом РФ по высшему образованию и Международным Фондом "Культурная инициатива".
Спонсором программы является известный американский предприниматель и общественный
деятель Джордж Сорос.
Редакционный совет программы:
В. И. Бахмин Я. М. Бергер Е. Ю. Гениева Г. Г. Дилигенский В. Д. Шадриков
А. Г. Аллахвердян Г. Ю. Мошкова А. В. Юревич М. Г.
Ярошевский
Психология науки
Учебное пособие
Москва
Московский психолого-социальный институт Издательство "Флинта" 1998
ББК88 А 50
Рецензенты:
член-корреспондент РАО М. Ю. Кондратьев, кандидат психологических наук Л. А. Дергачева
Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г.
Психология науки. Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта,
1998. - 312 с.
ISBN 5-89502-039-9 (Московский психолого-социальный институт) ISBN 5-89349-128-9 (Флинта)
Книга представляет собой первое учебное пособие по психологии науки. В ней нашли отражение
как события и факты, накопленные историей науки, так и результаты ее современного
психологического исследования, а также методы управления коллективным творческим
процессом. Рассмотрены такие ключевые проблемы этой новой области знания, как механизмы
научного мышления, закономерности коллективного творческого процесса, логико-
психологические и социальные условия научных открытий, межличностные отношения ученых и
др.
Учебное пособие предназначено для психологов, представителей других наук, а также для всех
интересующихся тем, как возникает новое научное знание.
ISBN 5-89502-039-9 (Московский психолого-социальный институт) ISBN 5-89349-128-9 (Флинта)
© Московский психолого-социальный институт, 1998
Предисловие
Психология науки - одно из молодых ответвлений общего древа психологического познания. И
если основные понятия и методы психологической науки уже нашли эффективное приложение в
таких сферах социальной практики, как бизнес, политика, реклама и т. д., то в психологическом
изучении самой науки сделаны лишь первые несмелые шаги.
Современная система научного познания - наука Нового времени - родилась на рубеже XVI-XVII
веков, хотя и античный мир, и арабский Восток, и более древние культуры могли гордиться
мыслителями, достойными считаться учеными. Рождение научной психологии принято
датировать 70-ми годами прошлого столетия. Что же касается психологии науки, то она
складывается только сейчас, хотя вряд ли существовал ученый, которому удалось избежать
психологических наблюдений (и обобщений) над собой и своими коллегами.
В науке, как и в любой сфере человеческой деятельности, есть свои обычаи. Один из них состоит в
том, что дату рождения новой дисциплины определяет не первое исследование в соответствующей
области и даже не появление обозначающего ее термина, а издание первого учебника. В принципе,
эта традиция сколь условна, столь и оправданна: издание учебника знаменует собой, во-первых,
признание существования новой области знания, во-вторых, осознание необходимости обучения
ему студентов, в-третьих, оформление системы знания, которую можно более или менее
|