Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
упорядочение изложить. Психология науки, накопив немало сведений о личности и деятельности
людей науки, еще не выработала устоявшейся системы нормативного знания, способного служить
основой учебника. Поэтому авторы, решившись написать первое учебное пособие по психологии
науки, не сочли себя вправе назвать его учебником.
У психологии науки много "родителей". Это не только ее материнская дисциплина - психология,
но также социология, философия, история науки, общее науковедение, которые, изучая мир науки
и жизнедеятельность его "обитателей", не могли обойти проблемы психологического своеобразия
их труда. Этими проблемами заняты также другие дисциплины, как, например, психология
организаций, которая, изучая психологическую организацию различных профессиональных
сообществ, рассматривает и сообщество ученых.
Психология науки приобретает значение "территории", где психологи, социологи, историки науки
и философы способны объединить свои усилия - хотя бы потому, что психология науки исследует
также и их психологию и психологические аспекты тех проблем, которыми они занимаются.
Собственно, здесь и заключен ответ на традиционный для предисловия к любой книге вопрос о
том, кому она может быть полезной. Всем, кто занимается наукой или планирует ею заниматься. А
также тем, кто, не имея таких планов, считает для себя полезным узнать, каким образом благодаря
средствам, созидаемым наукой, человеческий ум проникает в неисчерпаемый для познания мир.
Наряду с этим перед читателем откроются коллизии и противоречия, скрытые за поиском научной
истины, их зависимость от личностного фактора. В книге собраны также малоизвестные факты и
"разоблачения", свидетельствующие, в частности, что корифеи науки не были небожителями, а
активно вовлекались в шумные конфликты с другими корифеями, часто грешили подтасовкой
данных и т. д., что, впрочем, не помешало им оставить яркий след в истории науки.
Современная психология науки - пока еще аморфная и плохо очерченная область знания, что
естественно на нынешней стадии ее формирования. Поэтому одна из главных задач, стоявших
перед авторами, заключалась в селекции и структурировании материала. Способ ее решения, к
которому они прибегли, далеко не единственный и не самоочевидный. Поэтому имеет смысл
пояснить читателю логику изложения материала и, соответственно, построения книги.
Во-первых, научное познание, научное общение и личность ученого являются главными центрами
притяжения исследовательских интересов в психологии науки, вокруг которых сосредоточена
львиная доля исследований. Соответственно, этим темам посвящены три наиболее объемные (I, II
и III) части книги, а IV часть является в определенном смысле результирующей,
демонстрирующей, как психологические факторы проявляются в научной деятельности, порождая
поучительные парадоксы.
Во-вторых, авторы отдали должное старой науковедческой традиции различать в науке
когнитивное, относящееся к научному познанию (I часть), и социальное, относимое к сфере
научного общения (II часть), и соответствующим образом "препарировали" научную деятельность.
В-третьих, в книге реализовано вычленение трех уровней социального в науке: уровня группы (II
часть), уровня личности (III часть) и уровня научного сообщества (IV часть), в рамках
которых и упорядочены основные социально-психологические феномены научной деятельности.
В-четвертых, авторы стремились двигаться от более общих проблем к более частным,
являющимся их конкретизации, от более известных фактов к менее известным. Совмещение этих
ориентиров и породило ту логику изложения материала, которая воплощена в структуре работы.
Авторы, предлагая читателю коллективную работу и неся полную ответственность за написанное,
все же не хотели бы, чтобы ее конкретные фрагменты выглядели обезличенными. Поэтому они
считают целесообразным указать, что главы "Общение и творчество", "Школы в науке",
"Психология и информатика", "Параметры личности исследователя" и "Мотивация научного
творчества" написаны М. Г. Ярошевским, главы "Малая группа в науке: групповая интеграция" и
"Групповая дезинтеграция и миграционная активность ученых" - А. Г. Аллахвердяном, главы
"Творческий процесс в науке и его стадии", "Методы стимуляции научного мышления",
"Интеллектуальные способности в структуре личности ученого", "Психологические особенности
личности ученого и их формирование", "Гений и гениальность" - Г. Ю. Мошковой, глава "Научное
мышление" и часть IV - "Скрытое лицо науки" - А. В. Юревичем.
Вместо введения: научная деятельность как предмет психологии
Уже в конце XIX - начале XX века намечаются попытки превратить изучение личности ученого,
|