Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
взаимодействия индивида с обществом и культурой, благодаря которому только и становится
возможным творческое развитие личности. По мысли Н. Андерсена, Фрейд сформулировал свою
концепцию под влиянием того, что объектом его изучения являлись непродуктивные индивиды.
Можно преодолеть прежние взгляды на детерминацию психической деятельности и выйти за
пределы микросферы биологически ориентированного индивидуального приспособления, в
которой ее замкнули бихевиоризм, фрейдизм, гештальтизм и другие родственные им концепции,
лишь при условии понимания социально-исторической природы этой деятельности и воплощения
такого понимания в рабочих понятиях, моделях и методах.
Будучи формой духовного производства, обособившейся от материального жизненного процесса с
целью понимания, объяснения и преобразования мира, наука выступает как комплекс сменяющих
друг друга, объединенных исторической связью систем. Последние являются системами знания,
данными в системах деятельности общественного субъекта. Чтобы существовать и развиваться,
они требуют индивидов, обладающих соответствующими способностями. И так же как и в
реальном ходе истории, эти способности являются производными от характера той предметной
сферы, для созидания которой они порождаются. Психологическое исследование ученого должно
идти от науки к личности, а не от личности к науке. Только определив своеобразие науки, мы
приобретаем ориентир для анализа психологических свойств, которые она вызывает к жизни.
Здесь в принципе такая же ситуация, как и во всех других системах отношений между
индивидуально-психологическими свой-
22
ствами людей и особенностями культуры. К. Маркс говорил, что живопись создала глаз,
способный наслаждаться красотой форм, а музыка - чувствительное к ней ухо. Именно поэтому в
силу детерминированности восприятия и осмысления предметов культуры их историческим
развитием психолог, изучая природу способностей к музыкальной или изобразительной
деятельности, исходит из специфических особенностей музыки или живописи.
Между тем все психологические учения о научном творчестве (и методики, на них базирующиеся)
пока еще интерпретируют его структуру и содержание внеисторически. Экспериментальные
задания, тесты, интервью, строящиеся с расчетом на мышление "вообще", оказываются тем самым
иррелевантными его предметно-содержательному характеру. Интеллектуально-творческие
параметры личности (оригинальность, умение находить необычное в обычном, устанавливать
связь между разнородным и т. д.) также рассматриваются формально, безотносительно к
обусловленности строения личности усваиваемым ею общественно-историческим опытом. Не
этим ли объясняются довольно скудные результаты исследований ума, характера и способностей
современного ученого, тех исследований, которые ведутся в американской психологии, несмотря
на их большой объем и интенсивность.
Изучение своеобразия личности ученых, их интервьюирование по поводу особенностей семейного
воспитания, образования, условий труда и пр., проведение экспериментов с целью выяснения
различий в реакциях у более творческих и менее творческих работников, систематическое
наблюдение за поведением в научном коллективе и другие методы принесли большой
фактический материал. Но, хотя этот материал и был получен на новой категории испытуемых, он
мало продвинул знание о психических актах и свойствах, ради постижения которых эта категория
в качестве отличной от других была избрана. Это является показателем ограниченности
существующих методик, обусловленной их неадекватностью содержанию и структуре
деятельности ученого как исторически развивающейся формы познания и общения.
Среди множества переменных, учитываемых и исследуемых этими методиками, отсутствуют
важнейшие детерминанты процесса научного творчества, и прежде всего его исторически
складывающаяся программа, соотнесенная с объективным содержанием, в котором движется
мышление.
Термин "программа" мы употребляем в данном контексте не в смысле системы
алгоритмизованных действий, а как обозначение общего плана-проекта деятельности ученого по
добыванию нового знания. Этот проект включает наряду с замыслами,
23
имеющими различную степень осознанности, накопленный опыт, усвоенные способы
приобретения, переработки и передачи информации. Подосновой программы служат:
категориальный строй мышления, система обратных связей, контролирующая соответствие идей
|