Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
реализующей в материальном и духовном производстве свои сущностные силы посредством
иерархии психофизиологических систем.
Поведение человека по своему основному вектору является сознательным. Осознание целей и
мотивов, мыслей и чувств - необходимая предпосылка адекватного отношения к социальному и
природному миру. Имеется, однако, обширная область неосознаваемой психической жизни.
Осознавая, например, объект действия, мы не осознаем автоматизированных внешних и
внутренних операций, посредством которых это действие производится. От нас могут ускользнуть
его истинные мотивы и т. п. За известными метафорическими представлениями о сознании как
"светящейся точке", "вершине айсберга" и т. п., о бессознательном как океане или огромной
подводной глыбе скрыта идея детерминационной зависимости того, что возникает в "поле"
сознания от предшествующего хода психических процессов, следов пережитого, от запаса и
характера хранимых мозгом энграмм. Детерминация прошлым - таков во всех случаях основной
смысл обращения к понятию о подсознательном.
Но применительно к процессам творчества, созидания отдельным индивидом того, что никогда
еще не содержалось в его прежнем опыте, а нарождается соответственно объективным
закономерностям развития науки, принцип детерминации прошлым (выраженный в понятии о
подсознательном) оказывается недостаточным. Понятие о подсознательном призвано объяснить
детерминацию творческого процесса "потребным будущим " науки.
Когда осознаваемое ученым в виде непредвиденно возникшей идеи соотносится с
подсознательным как ее источником, возможны только два способа объяснения. Либо
предполагается, что новая идея - эффект "инкубации" шедшего своим ходом процесса,
недоступного для "внутреннего восприятия" субъекта, но это квазиобъяснение', либо в ней
видится символ переживаний, травм, комплексов, нереализованных влечений - эффект действия
сексуальных, агрессивных, защитных механизмов. Это популярное в западной психологии
объяснение твор-
' Представление об "инкубации" встречается во многих теориях творческого процесса. Оно
отражает одну из его реальных сторон, а именно подготовленность открытия предшествующей
"автоматической" работой ума. Главная трудность, однако, заключается в том, чтобы дать
причинную трактовку этой работы. В противном случае подсознательное выступает в роли агента,
который способен все объяснять, но сам не нуждается в объяснении.
215
чества, восходящее к Фрейду и его последователям (Юнг и др.), антиисторично по своей сути.
Что же касается понятия о надсознательном, то оно позволяет, как мы полагаем, интерпретировать
структуру творческой личности с позиций историзма. В отличие от обычной деятельности
сознания, надсознательное представляет такую форму активности субъекта, при которой он в
ответ на потребность исторической логики в разработке предмета знания создает различные,
никогда прежде не существовавшие проекты воспроизведения этого предмета.
Какие перспективы открывает понятие о надсознательном перед исследователем творчества
ученого?
Оно побуждает рассматривать замыслы этого ученого, направление его поисков, его
незавершенные проекты, варианты трудов, динамику мотивов, ошибки и неожиданные находки
как отклик на запросы логики развития науки, как ее символику и симптоматику. Эта логика
(экстрагируемая из объективных исторических источников) дает ключ к декодированию следов
работы индивидуальной мысли. Вспоминая забытое имя, мы перебираем возможные варианты,
испытывая чувство сходства или несходства с искомым. Своеобразие этого чувства в том, что хотя
мы и не можем воспроизвести (т. е. представить в сознании) нужное слово, оно сразу же узнается.
Оно незримо присутствует, регулируя поиск. Говорят, что оно существует за порогом сознания. И
такое мнение не вызывает возражений, поскольку слово уже записано в нервных клетках мозга.
Но как быть в случае творчества - в случае создания новой идеи (нового слова), если она никогда
еще не могла быть записана ни в чьем мозгу? И тем не менее мысль ученого находит новое
решение, переживаемое, прямо-таки "узнаваемое" (выступающее уже на уровне сознания) как
единственно верное (хотя, быть может, другие, да и сам он в дальнейшем, сочтут это
заблуждением). Очевидно, что регуляция поиска в этом случае идет по иному типу, чем при
восстановлении забытого в памяти. Приведенный пример иллюстрирует различие между
подсознательным и над-сознательным. И в одном и в другом случае это сигналы, поступающие в
сознание, но детерминация их различна.
|