Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
быть полезна им обоим. В психологии ученых многие психологические реалии, такие, например,
как мотивация достижения, проявляются с особой остротой, а психологические закономерности
познания особенно рельефно проступают в познании научном. Поэтому психология науки
способна не только опираться на базовое психологическое знание, но и возвратить долг
материнской науке, обогатив ее знанием, добытым при изучении ученых.
Нетрудно вообразить и широкое развертывание в научных учреждениях той работы, которую
психологи традиционно выполняют в других типах организаций. Ее основные направления: 1)
отбор сотрудников, по своему психологическому складу наиболее отвечающих задачам
организации, 2) оценка личностных качеств и профессиональных способностей ее персонала, 3)
раз-
294
личные приемы оптимизации деятельности (психотренинг, ролевые игры, социодрама и др.),
позволяющие достичь максимальной синергии - оптимального эффекта от коллективности,
объединения индивидуальных усилий.
Объединения ученых от мала (лабораторий) до велика (дисциплинарных сообществ) - это, как
правило, разновидности организаций, и к ним, в принципе, применимы те стандартные приемы
отбора персонала, его оценки и организации коллективной деятельности, которые используются в
других видах организаций. Однако они имеют и свою специфику, выражающую особенности
научного труда и ученых как людей своеобразного психологического склада. Поэтому работа
психолога в научных организациях должна быть основана на взаимодополнении традиционных и
нетрадиционных, разработанных именно для них методов практической психологии. Так,
например, в процессе отбора будущих ученых общий творческий потенциал (диагностируемый с
помощью таких методов, как тесты Торранса, Медника и Баррона) не менее важен, чем какие-либо
специальные профессиональные навыки. А достижение в научных группах максимальной
синергии предполагает обеспечение их "полной" ролевой струкутуры, т. е. наличия
представителей всех основных научно-исследовательских ролей - генератора идей, критика и
эрудита и др. Дополнение традиционных методов прикладной психологии знанием о
психологической специфике ученых и научного труда должно составить основу практической
психологии науки, которая потенциально способна не только улучшать психологическое
состояние ученых (что важно само по себе), но и ускорять совершение новых научных открытий.
Возможно, сейчас все это выглядит как благие мечты, но следует учесть, что, как свидетельствует
история науки, многие научные открытия явно "задержались" из-за всевозможных
психологических барьеров - плохого отношения к их авторам, неготовности общества, да и
научного сообщества к принятию некоторых идей, эмоциональных проблем и психологических
комплексов, свойственных самим ученым и нарастающих пропорционально усложнению науки. И
психологу здесь есть над чем поработать. В частности, можно согласиться с Л. Кьюби в том, что
организованная психологическая помощь ученым и психологическая подготовка к научной
карьере способны не только избавить их от многих психологических проблем, но и повысить их
творческий потенциал, а следовательно, ускорить развитие науки и всего человечества ( Kubie,
1960).
Быть может, кому-то покажется чрезмерным отождествлять развитие науки и развитие
человечества. Подобный скептик мо-
295
жет к тому же злорадно напомнить, что, хотя в научных коллективах практических психологов
ждет море работы, они предпочитают прилагать свои усилия в организациях совсем другого рода -
в банках, торговых фирмах и т. д., где гонорары и перспективы совсем иные. И он будет во
многом прав, но той сиюминутной правдой, которая подчас хуже лжи. Да, действительно,
человечество, причем не только наша страна, но и относительно благополучный Запад, сейчас
переживает заметное разочарование в науке и не слишком благоволит к ней. Щедро
финансируются и быстро развиваются лишь те направления научных исследований, которые
обещают дать быстрый практический эффект, - в основном различные компьютерные разработки,
а фундаментальные науки влачат нелегкое существование.
Давно подмечено, что современное общество, пропитанное "здесь и теперь-психологией", в
основном ценит науку не за фундаментальное знание и перспективы полетов в другие миры, а за
то, что непосредственно влияет на его быт и создается прикладной наукой, которая медленнее
|