Navigation bar
  Print document Start Previous page
 41 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
специальные приемы (например, гипноз), чтобы обнаружить, что следы события на самом деле
хранятся где-то в глубинах памяти. Вот из этих-то глубин и черпает ученый те знания, образы,
средства, которые, актуализируясь в определенных условиях, помогают ему решить задачу.
Из этого следует по крайней мере один важный вывод: тот, кто хочет развивать в себе интуицию,
творческие способности, не должен бояться выходить за пределы своей области деятельности; ему
следует умножать свой жизненный опыт в разных сферах жизни, впитывать разнообразные
впечатления, искать новые формы отношений с миром и поведения в нем. Вот почему говорят, что
случай в науке благоволит подготовленному, т. е. тому, кто держит глаза и ум постоянно
открытыми, ибо никогда не известно, откуда может прийти нужная подсказка.
Иногда необходимый эффект может принести и переключение с одной деятельности или с одной
проблемы на другую. Именно делая что-то малопривычное, человек имеет больше шансов
натолкнуться на интуитивное решение.
Таким образом, и Дункер, и К¸стлер, и Пономарев, да и другие исследователи творческой
интуиции сходятся в том, что в основе ее лежит когда-то пережитый опыт индивида: новая
комбинация или необычное использование воспоминаний, впечатлений, идей, вычитанных
фактов, по каким-либо причинам недоступных сознанию индивида, но хранящихся в тайниках
психики, образующих область подсознательного'.
' Подсознательное - то, что а данный момент недоступно сознанию, но может быть осознано при
определенных условиях.
75
 
Свое объяснение роли неосознаваемых компонентов творческой мысли предлагает М. Г.
Ярошевский. По его мнению, одного только прошлого опыта для получения нового научного
результата недостаточно. Впечатления прошлого - это лишь кирпичи, из которых можно
выстроить и светлую башню, и темный подвал. Для того чтобы объединить эти элементы
прошлого опыта в нечто целостное, продуктивное, отвечающее поставленной проблеме,
необходим замысел и план "строительства". Таким планом является также не осознаваемая
ученым модель будущего, образ желаемого результата, который был назван "над-сознательным"
(Ярошевский, 1978).
Будучи погруженным в жизнь науки и научного сообщества, ученый, сам того не осознавая,
улавливает едва только намечающиеся в них тенденции движения знания, назревшие
противоречия, изменения категориальных структур научной дисциплины, которые влияют на ход
его собственных мыслей. Это как слабый сигнал извне - "решение надо искать в таком-то
направлении". Поиск ученого всегда направляется этими надсознатель-ными импульсами, т. е.
подчиняется воспринимаемой субъектом логике развития научного знания. Эта логика может быть
воспринята им неадекватно, и тогда она приведет его в тупик, но если он верно почувствует
назревающие в ней перемены, то сможет получить действительно выдающийся результат.
Ученому, чутко воспринимающему и реагирующему на изменения в предметном содержании
своей дисциплины, может казаться, что направления и способы продвижения в разработке
проблемы "навязываются" ему самим объектом и всем предшествующим ходом его анализа,
аналогично тому, как характер литературного героя, созданный писателем, в какой-то момент
начинает "вести его за собой", т. е. диктовать логику поведения в тех или иных ситуациях.
Поэтому у людей науки порой возникает ощущение того, что их идеи и интуитивные прозрения
приходят извне, вкладываются в них "свыше", а они сами являются лишь их рупором.
Контурный, смутный образ будущего результата' (фактически - образ цели) выполняет огромную
мотивационную функцию, актуализируя прошлый опыт, соответствующий этому замыслу,
регулируя отбор элементов подсознательного, которые могут внести свой вклад в его реализацию.
Не случайно надсоз-
' А о том, что он действительно не осознается, можно судить по тому, что сами ученые
затрудняются объяснить причины своего движения в определенном
направлении, хотя историко-научный анализ их трудов позволяет проследить его зарождение.
76
 
нательное определяется как особая форма творческой интеллектуально-мотивационной
активности.
Представленное изложение проблемы творческого мышления не претендует на полный и
всеобъемлющий ее охват, и тем не менее можно подвести некоторые итоги.
Hosted by uCoz