Navigation bar
  Print document Start Previous page
 5 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
и волевыми компонентами, то интересы психологии концентрируются именно вокруг этих
несущественных для логики проблем. С целью проникновения в механизмы творчества
психология в последние годы широко использует методы их моделирования. Построение мо-
11
 
делей творческого процесса позволяет перейти к его более детальному анализу, вычленению
существенных компонентов и детерминирующих факторов. Время игнорирования указанных
факторов, которые традиция соединила с терминами "подсознательное", "интуиция" и т. д.,
прошло. Творчество в любых его проявлениях, в том числе и в форме научной деятельности, где,
казалось бы, должны доминировать сугубо рациональные приемы получения и переработки
информации, представляет сложный сплав осознанного и неосознанного, строгого расчета и
интуитивных прозрений.
Вместе с тем утверждение, что самое существенное в творческом процессе скрыто за порогом
сознания, ничем не обогащает реального знания о продуктивном мышлении. Можно сколько
угодно преклонять колени перед фактом неосознаваемости тех умственных операций, которые
порождают творческий продукт, но это нисколько не продвинуло и не продвинет наше понимание
процесса научного творчества.
Не только в состоянии "озарения", "инсайта", но и в обычной речи, как справедливо заметил Ж.
Адамар, мы не осознаем умственных действий, порождающих суждение, ибо это суждение
бессознательно организовано в момент, предшествующий его объективации. Тем самым очевидно,
что недостаточно ограничиться простой ссылкой на бессознательное как источник постижения
того, что не может быть получено путем расчлененного логического вывода.
Нередко можно встретиться со взглядом на интуицию как на нечто иррациональное, алогичное и
потому якобы недоступное научному анализу. Многие открытия действительно явились или
представлялись их авторам результатом интуитивной находки. Значит ли это, что в подобных
случаях мы имеем дело с алогичной формой мышления? Естественнее объяснить эти случаи тем,
что исследователь в силу своего предшествующего опыта или других обстоятельств нередко
случайного характера, но непременно на фоне предельной сосредоточенности на решаемой им
проблеме, сумел перейти с одной привычной логической колеи на другую. Геометрия Эвклида и
геометрия Лобачевского построены на разных системах логических рассуждений, но обе -
одинаково логичны. Другое дело, что ни сам исследователь, ни психолог, изучающий творческий
процесс, не знают пока механизмов перехода с одной привычной колеи мысли на другую.
Поэтому такой переход к новой системе рассуждений, сопоставлений и связи фактов и кажется
зачастую продуктом внезапного, ничем не детерминированного бессознательного озарения.
Научный прогресс в познании указанных механизмов достижим
12
 
лишь на пути исследования объективной системы отношений, доступной опытному контролю и
причинному анализу. Только такой подход способен продвинуть наше знание о психологических
факторах творчества.
Решающий показатель эффективности труда ученого - научное открытие. Научное открытие -
открытие фактов, связей между ними, принципов и законов - главный результат деятельности
ученого. В исследованиях по истории науки до сих пор в качестве главного объекта выступает в
большинстве случаев только результат деятельности, а не ее структура, динамика и механизмы.
Между тем продукт творческой деятельности и процессы, его породившие, должны исследоваться
в их внутренней взаимосвязи.
Результативная и процессуальная стороны творчества разделяются только в абстракции.
Психология ставит акцент преимущественно на второй стороне, но, изучая ее, исходит из
определенных представлений о природе эффекта, достигнутого благодаря процессу. Понять же
данный эффект (в данном случае - научное открытие) невозможно без использования указаний о
его социальных и логических основаниях. В проблеме научного открытия ярко проявляется связь
между логическим, социологическим и психологическим подходами к деятельности ученого. Хотя
во всяком научном открытии имеется элемент случайности и индивидуальной неповторимости,
оно совершается в соответствии с объективным ходом движения научного знания. Общий
принцип, вытекающий из воспроизведения в мышлении индивида реальности и из социальной
природы знания, подтверждается наличием предпосылок для каждого открытия в объективном
развитии науки и техники.
Hosted by uCoz