Navigation bar
  Print document Start Previous page
 66 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
школы. И поскольку это стало установкой школы, а не одного лишь ее лидера, сеченовские идеи
широко иррадиировали, пленяя научную молодежь, из среды которой вышли десятки
естествоиспытателей новой формации.
Они создавали свои школы, явившиеся ответвлениями сеченовского древа. Среди них выделялись
Павлов, Бехтерев, Введенский, несколько позднее - Ухтомский. Все они были кровно связаны с
родной почвой, родной культурой, без которой не
118
 
было бы и их научных достижений. Вместе с тем, как мы отмечали, сеченовская концепция при
всей ее оригинальности интегрировала достижения других национальных школ. Каждая из них в
свою очередь запечатлела социально-исторические традиции страны, где она сложилась. Поэтому
национальная научная школа приобретает значение могущественного межнационального
посредника. Она опосредствует связь национальных культур как особых целостностей, а не только
служит пунктом обмена специально-научными идеями.
При известных условиях школа в науке из национальной становится интернациональной.
Изучение этого феномена представляет особый интерес, когда речь идет не столько о широком
распространении идей, сложившихся в недрах школы, на другие, далеко отстоящие от нее очаги
научной работы, сколько о создании коллективов, в которых сплачиваются исследователи из
различных стран. В таком коллективе взаимоотношение интернационального и национального
представлено в конкретных лицах, в зримых, доступных непосредственному восприятию формах.
Здесь, на этом микроуровне, можно как бы "под лупой" рассмотреть процессы, подобные тем,
которые развертываются в макроинтервалах времени на больших "пространствах" всеобщей
истории науки. Такая школа является информативной моделью для изучения проблем кооперации
труда исследователей, представляющих различные национальные традиции, а также для изучения
последующих эффектов этой кооперации.
Глава 3. Малая группа в науке:
Групповая интеграция
Системный анализ малых групп в науке предполагает изучение как интегративных, так и
дезинтегративных процессов, взаимная обусловленность которых обеспечивает групповое
развитие. Для социальной психологии науки традиционным объектом анализа являются
интегративные процессы в группе. Групповая интеграция (от лат. integer - целый) характеризуется
упорядоченностью внутригрупповых процессов, согласованностью основных компонентов
системы групповой активности и другими признаками, свидетельствующими о психологическом
единстве, целостности группы. Ниже представлены результаты исследования интегративных
процессов, обеспечивающих целостность и специфику малых групп в науке.
119
 
§ 1. О коллективности научной деятельности
В отличие от давнишней традиции изучения индивидуального научного творчества, коллективная
деятельность ученых стала объектом исследований психологов сравнительно недавно. Говоря о
коллективной научной деятельности, следует иметь в виду, что это понятие используется в
различном смысле - как всеобщность научного труда и как совместность научного труда.
Под всеобщим понимается всякий научный труд, обусловленный творениями других
исследователей как прошлого, так и настоящего, без непосредственного общения с ними. В
данном случае контакты между учеными осуществлялись безличностно, посредством
ознакомления с результатами научного труда в форме книг, статей, дневниковых записей ученого.
Вторая, совместная форма труда реализуется в прямых контактах ученых. Примером может
служить появление в прошлом веке таких творческих групп, как физическая лаборатория Г.
Максвелла в Англии, химическая лаборатория Ю. Либиха в Германии, физиологическая
лаборатория И. Сеченова в России и др. Их сплачивала необходимость проведения трудоемких
экспериментальных исследований, а также необходимость использования для выполнения
программы уникального оборудования.
С середины XX века научно-технический прогресс привел к резкому возрастанию коллективной
составляющей труда в науке. Это сказалось в возрастании соавторской активности ученых. Если в
начале XX века 82% научных публикаций принадлежало "соло-авторам", то уже к 60-м годам
удельный вес такого рода индивидуальных работ снизился до 33%. За полвека соответственно
возросла доля работ, написанных двумя авторами (с 16 до 40%) и тремя авторами (с 2 до 17%). В
Hosted by uCoz