Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
начинающим ученым, аспирантом Г. Н. Басовым и его научным руководителем А. М.
Прохоровым привело к выдающемуся научному результату, удостоенному Нобелевской премии
(открытие лазерного эффекта).
§ 3. Программно-ролевая концепция малой группы
Научную группу, состоящую из ряда ярких ученых-звезд, собравшую "под одной крышей"
научную элиту в конкретной области знания, еще нельзя рассматривать в качестве коллективного
субъекта научного творчества. Для того чтобы малая группа стала единым организмом, чем-то
большим, чем сумма ярких творческих индивидуальностей, для того чтобы можно было
использовать преимущества совместной научной деятельности, необходимы определенные
условия. Важнейшим условием создания подлинной совместности является наличие единого
субъекта, а это может быть только при условии общегрупповой (единой, совместной)
исследовательской программы1 (ключевое понятие программно-ролевой концепции)
(Ярошевский, 1978). По-
' Термин "программа" введен в исследования науки И. Лакатосом. В настоящее время он
применяется многими историками и науковедами, каждый из которых вкладывает в него свое
содержание и смысл. В данной работе этот термин используется в значении, предложенном М. Г.
Ярошевским (см.: М. Г. Ярошевский. Программно-ролевой подход к исследованию научного
коллектива //Вопросы психологии. - 1978. - ¹3).
122
этому деятельность больших исследовательских организаций (научно-исследовательский
институт, региональный научный центр), строго говоря, трудно признать совместной, она
становится таковой только на уровне малой научной группы.
Исследовательская программа не задается группе извне, а сама зарождается в ходе творческих
усилий руководителя группы или совместно, в кооперации руководителя и членов группы. Извне
может ставиться лишь проблема, "под которую" группа разрабатывает совместную
исследовательскую программу. Термин программа употребляется здесь не в смысле перечня
нормированных действий или своеобразной инструкции по их последовательной реализации, а как
обозначение общего плана-проекта по разработке стоящей перед группой исследовательской
проблемы.
Совместная исследовательская программа включает в себя общий замысел групповой
деятельности (постановка проблемы и возможные пути ее решения), теоретические,
операциональные, методические и даже нравственно-познавательные ориентации ее автора,
содержит более или менее четкое представление о проектируемом результате и стратегии его
достижения, обозначает конкретные стадии работы, "пункты" необходимого и возможного
научного взаимодействия членов группы, включает планирование ориентировочных сроков и
форм научного общения и обсуждения промежуточных результатов исследования и т. п. В
отличие от задачи, которая может быть сформулирована вполне однозначно (например, создать
средство против СПИДа), программа всегда субъективно окрашена, поскольку включает в себя в
неявном виде научные пристрастия, свойственные ученому - автору программы, "выстраданные"
им методологические и методические установки по реализации научной работы.
Далеко не каждый ученый способен разработать новаторскую исследовательскую программу,
могущую стать стержнем творческой работы не только для него, но и для группы сотрудников.
Для того чтобы вовлечь в орбиту своих научных устремлений других людей, программа должна
содержать значительный творческий заряд: заключать в себе актуальную и оригинальную
научную проблему, быть достаточно перспективной и многогранной, чтобы в ней могли найти
свою научную нишу многие исследователи, чтобы она их предметно интегрировала в целостную
научную общность.
Как было показано М. А. Ивановым, объединяющим стержнем программы может быть
исследование некоторого процесса на разных научных объектах, изучение объекта или класса
объектов со всех сторон и на разных уровнях; применение единого
123
методического подхода; применение общего концептуального подхода к исследованию. Понятно,
что этим не исчерпывается все многообразие типов исследовательских программ. Главное, они
призваны создавать предметную сплоченность, стимулирующую активное внутригрупповое
научное общение (Иванов, 1982).
|