Итак, в основе обсуждавшегося здесь утверждения, которое поставило под
сомнение объективность изучения сновидений, опять лежит подмена сновидения
его материалом.
Вот и все, уважаемые дамы и господа, что я хотел вам сказать о
проблемах сновидения. Вы догадываетесь, что многое я упустил, и знаете сами,
что почти по всем вопросам я высказался неполно. Но причиной этого является
взаимосвязь феноменов сновидения и невротических явлений. Мы изучали
сновидение как введение в теорию неврозов, и это, конечно, правильнее, чем
если бы мы поступили наоборот. Но как сновидение подготавливает понимание
неврозов, так, с другой стороны, правильную оценку сновидения можно
приобрести только после знакомства с невротическими явлениями.
Не знаю, как думаете вы, но я должен вас заверить, что не жалею о том,
что посвятил проблемам сновидения так много предоставленного нам времени и
так долго занимал ваше внимание. Ни на каком другом объекте нельзя так
быстро убедиться в правильности утверждений, на которых зиждется
психоанализ. Нужна напряженная работа в течение нескольких месяцев и даже
лет, чтобы показать, что симптомы какого-то случая невротического
заболевания имеют свой смысл, служат какому-то намерению и обусловлены
обстоятельствами жизни больного. Напротив, в течение нескольких часов
удается, может быть, доказать то же самое относительно сначала запутанного
сновидения и подтвердить этим все положения психоанализа -- о
бессознательности душевных процессов, об особых механизмах, которым они
подчиняются, и движущих силах, которые в них проявляются. А если мы
сопоставим полную аналогию в построении сновидения и невротического симптома
с быстротой превращения спящего человека в бодрствующего и разумного, то у
нас появится уверенность, что и невроз основан только на измененном
взаимодействии сил душевной жизни.
|