науки (Hitschmann. Freuds Neurosenlehre. 2 Aufl., 1913; Pfister. Die
psychoanalytische Methode, 1913; Leo Kaplan. Grundzьge der Psychoanalyse,
1914; Regis et Hesnard. La psychoanalyse des nevroses et des psychoses,
Paris, 1914; Adolf F. Meijer. De Behandeling van Zenuwzieken door
Psycho-Analyse. Amsterdam, 1915). Это точное изложение лекций, которые я
читал в течение двух зимних семестров 1915/16 г. и 1916/17 г. врачам и
неспециалистам обоего пола.
Все своеобразие этого труда, на которое обратит внимание читатель,
объясняется условиями его возникновения. В лекции нет возможности сохранить
бесстрастность научного трактата. Более того, перед лектором стоит задача
удержать внимание слушателей в течение почти двух часов. Необходимость
вызвать немедленную реакцию привела к тому, что один и тот же предмет
обсуждался неоднократно, например в первый раз в связи с толкованием
сновидений, а затем в связи с проблемами неврозов. Вследствие такой подачи
материала некоторые важные темы, как, например, бессознательное, нельзя было
исчерпывающе представить в каком-то одном месте, к ним приходилось
неоднократно возвращаться и снова их оставлять, пока не представлялась новая
возможность что-то прибавить к уже имеющимся знаниям о них.
Тот, кто знаком с психоаналитической литературой, найдет в этом
"Введении" немногое из того, что было бы ему неизвестно из других, более
подробных публикаций. Однако потребность дать материал в целостном,
завершенном виде вынудила автора привлечь в отдельных разделах (об этиологии
страха, истерических фантазиях) ранее не использованные данные.
Вена, весна 1917 г.
З. Фрейд
ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ *
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые дамы и господа! Мне неизвестно, насколько каждый из вас из
литературы или понаслышке знаком с психоанализом. Однако само название моих
лекций -- "Элементарное введение в психоанализ" -- предполагает, что вы
ничего не знаете об этом и готовы получить от меня первые сведения. Смею все
же предположить, что вам известно следующее: психоанализ является одним из
методов лечения нервнобольных; и тут я сразу могу привести вам пример,
показывающий, что в этой области кое-что делается по-иному или даже
наоборот, чем принято в медицине. Обычно, когда больного начинают лечить
новым для него методом, ему стараются внушить, что опасность не так велика,
и уверить его в успехе лечения. Я думаю, это совершенно оправданно, так как
тем самым мы повышаем шансы на успех. Когда же мы начинаем лечить невротика
методом психоанализа, мы действуем иначе. Мы говорим ему о трудностях
лечения, его продолжительности, усилиях и жертвах, связанных с ним. Что же
касается успеха, то мы говорим, что не можем его гарантировать, поскольку он
зависит от поведения больного, его понятливости, сговорчивости и выдержки.
Естественно, у нас есть веские основания для такого как будто бы
неправильного подхода к больному, в чем вы, видимо, позднее сможете
убедиться сами.
Не сердитесь, если я на первых порах буду обращаться с вами так же, как
с этими нервнобольными. Собственно говоря, я советую вам отказаться от мысли
прийти сюда во второй раз. Для этого сразу же хочу показать вам, какие
несовершенства неизбежно присущи обучению психоанализу и какие трудности
возникают в процессе выработки собственного суждения о нем. Я покажу вам,
|