Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 107 
Next page End  

психоаналитический метод лечения. Во  время этого лечения  обнаружилось, что
взамен  симптомов  у  больных  также  появлялись  сновидения.  Так  возникло
предположение, что и эти сновидения имеют смысл.
     Но мы не  пойдем этим историческим путем, а  совершим обратный ход.  Мы
хотим показать смысл сновидений и таким образом подойти к изучению невро-
     ----------------------------------------
     *  Йозеф  Брейер в 1880-1882 гг. Ср.  также мои лекции "О психоанализе"
(1910а), прочитанные в Америке,  и "К  истории психоаналитического движения"
(1914d).
     зов1. Этот ход оправдан,  так как изучение сновидений  не только лучший
способ  подготовки   к   исследованию   неврозов,   само   сновидение   тоже
невротический симптом,  который  к  тому  же, что  имеет  для нас неоценимое
преимущество,  проявляется  у  всех здоровых.  Даже  если  бы все  люди были
здоровы и  только видели  сновидения, мы могли бы по их  сновидениям сделать
все те выводы, к которым нас привело изучение неврозов.
     Итак, сделаем  сновидение  объектом  психоаналитического  исследования.
Вновь   обычный,  недостаточно  оцененный   феномен,  как   будто   лишенный
практической значимости,  как и ошибочные действия, с  которыми он  имеет то
общее, что  проявляется и у  здоровых. Но  в  остальном условия нашей работы
менее благоприятны. Ошибочные действия всего лишь недооценивались наукой, их
мало изучали; но,  в  конце концов, нет  ничего  постыдного заниматься  ими.
Правда, говорили, что есть вещи поважнее, но можно
     ----------------------------------------
     1 Проблема сновидений изначально служила отправной во всех  построениях
Фрейда. С ней связаны истоки психоаналитического движения (ей была посвящена
первая крупная книга Фрейда  "Толкование сновидений" (1900), которую принято
считать  основополагающей  для  психоанализа).  Поскольку   при  сновидениях
механизм   сознательно-волевого   контроля,   регулирующий   поведение   при
бодрствовании,  выключен,  эта   область  открывала   простор  для  изучения
неосознаваемых психических  проявлений.  Трактовка сновидения  как  симптома
невроза отвергается современной наукой, хотя определенные нервно-психические
и психосоматические расстройства влияют на характер сновидений. Это влияние,
подмеченное  психоанализом,  дало  повод  для   широких  методологических  и
мировоззренческих выводов, выходящих далеко  за пределы  того, о чем реально
свидетельствует  опыт изучения корреляций  между  содержанием  сновидений  и
мотивационной сферой личности, какой она проявляется в этом содержании.
     и  из  них  кое-что  извлечь.  Заниматься  же  сновидениями  не  только
непрактично  и  излишне,  но  просто стыдно;  это  влечет за собой упреки  в
ненаучности,  вызывает подозрение  в личной  склонности к мистицизму.  Чтобы
врач  занимался сновидениями,  когда  даже  в  невропатологии  и  психиатрии
столько более серьезных вещей:  опухоли величиной с яблоко, которые давят на
мозг,  орган  душевной  жизни, кровоизлияния,  хронические  воспаления,  при
которых изменения тканей можно показать под  микроскопом! Нет, сновидение --
это слишком ничтожный и недостойный исследования объект.
     И  еще  одна  особенность,  противоречащая  всем   требованиям  точного
исследования.  Ведь  при  исследовании  сновидения  нет  уверенности даже  в
объекте.  Бредовая  идея,  например, проявляется  ясно и  определенно. "Я --
китайский император", -- заявляет больной во всеуслышание. А сновидение? Его
часто вообще  нельзя рассказать. Разве есть у рассказчика гарантия,  что  он
передает сновидение  правильно, а не  изменяет многое в  процессе пересказа,
что-то придумывает  вследствие  неопределенности  воспоминаний?  Большинство
сновидений  вообще  нельзя  вспомнить,  они  забываются  целиком, вплоть  до
мельчайших фрагментов. И на толковании этого материала и должна основываться
научная психология или метод лечения больных?
     Определенное  преувеличение  в  этой  оценке  может  нас   насторожить.
Возражения  против сновидения  как  объекта исследования,  очевидно, заходят
слишком далеко. С утверждением о незначительности изучаемого объекта мы  уже
имели дело, разбирая ошибочные действия. Мы говорили себе, что великое может
проявляться  и в малом.  Что касается неопределенности сновидения, то именно
она является характерной его особенностью наряду с другими; явлениям нельзя
     предписывать их свойства.  А  кроме  того, есть  ведь  ясные  и  вполне
определенные сновидения.  В психиатрии существуют и  другие объекты, которые
имеют  тот  же  неопределенный характер, например, многие  случаи навязчивых
представлений,  которыми,  однако,  занимаются  респектабельные,  признанные
Hosted by uCoz