психоаналитический метод лечения. Во время этого лечения обнаружилось, что
взамен симптомов у больных также появлялись сновидения. Так возникло
предположение, что и эти сновидения имеют смысл.
Но мы не пойдем этим историческим путем, а совершим обратный ход. Мы
хотим показать смысл сновидений и таким образом подойти к изучению невро-
----------------------------------------
* Йозеф Брейер в 1880-1882 гг. Ср. также мои лекции "О психоанализе"
(1910а), прочитанные в Америке, и "К истории психоаналитического движения"
(1914d).
зов1. Этот ход оправдан, так как изучение сновидений не только лучший
способ подготовки к исследованию неврозов, само сновидение тоже
невротический симптом, который к тому же, что имеет для нас неоценимое
преимущество, проявляется у всех здоровых. Даже если бы все люди были
здоровы и только видели сновидения, мы могли бы по их сновидениям сделать
все те выводы, к которым нас привело изучение неврозов.
Итак, сделаем сновидение объектом психоаналитического исследования.
Вновь обычный, недостаточно оцененный феномен, как будто лишенный
практической значимости, как и ошибочные действия, с которыми он имеет то
общее, что проявляется и у здоровых. Но в остальном условия нашей работы
менее благоприятны. Ошибочные действия всего лишь недооценивались наукой, их
мало изучали; но, в конце концов, нет ничего постыдного заниматься ими.
Правда, говорили, что есть вещи поважнее, но можно
----------------------------------------
1 Проблема сновидений изначально служила отправной во всех построениях
Фрейда. С ней связаны истоки психоаналитического движения (ей была посвящена
первая крупная книга Фрейда "Толкование сновидений" (1900), которую принято
считать основополагающей для психоанализа). Поскольку при сновидениях
механизм сознательно-волевого контроля, регулирующий поведение при
бодрствовании, выключен, эта область открывала простор для изучения
неосознаваемых психических проявлений. Трактовка сновидения как симптома
невроза отвергается современной наукой, хотя определенные нервно-психические
и психосоматические расстройства влияют на характер сновидений. Это влияние,
подмеченное психоанализом, дало повод для широких методологических и
мировоззренческих выводов, выходящих далеко за пределы того, о чем реально
свидетельствует опыт изучения корреляций между содержанием сновидений и
мотивационной сферой личности, какой она проявляется в этом содержании.
и из них кое-что извлечь. Заниматься же сновидениями не только
непрактично и излишне, но просто стыдно; это влечет за собой упреки в
ненаучности, вызывает подозрение в личной склонности к мистицизму. Чтобы
врач занимался сновидениями, когда даже в невропатологии и психиатрии
столько более серьезных вещей: опухоли величиной с яблоко, которые давят на
мозг, орган душевной жизни, кровоизлияния, хронические воспаления, при
которых изменения тканей можно показать под микроскопом! Нет, сновидение --
это слишком ничтожный и недостойный исследования объект.
И еще одна особенность, противоречащая всем требованиям точного
исследования. Ведь при исследовании сновидения нет уверенности даже в
объекте. Бредовая идея, например, проявляется ясно и определенно. "Я --
китайский император", -- заявляет больной во всеуслышание. А сновидение? Его
часто вообще нельзя рассказать. Разве есть у рассказчика гарантия, что он
передает сновидение правильно, а не изменяет многое в процессе пересказа,
что-то придумывает вследствие неопределенности воспоминаний? Большинство
сновидений вообще нельзя вспомнить, они забываются целиком, вплоть до
мельчайших фрагментов. И на толковании этого материала и должна основываться
научная психология или метод лечения больных?
Определенное преувеличение в этой оценке может нас насторожить.
Возражения против сновидения как объекта исследования, очевидно, заходят
слишком далеко. С утверждением о незначительности изучаемого объекта мы уже
имели дело, разбирая ошибочные действия. Мы говорили себе, что великое может
проявляться и в малом. Что касается неопределенности сновидения, то именно
она является характерной его особенностью наряду с другими; явлениям нельзя
предписывать их свойства. А кроме того, есть ведь ясные и вполне
определенные сновидения. В психиатрии существуют и другие объекты, которые
имеют тот же неопределенный характер, например, многие случаи навязчивых
представлений, которыми, однако, занимаются респектабельные, признанные
|