Итак, молодая, но уже давно вышедшая замуж дама видит сон: она сидит с
мужем в театре, одна половина партера совершенно пуста. Ее муж рассказывает
ей, что Элиза Л. и ее жених тоже хотели пойти, но смогли достать только
плохие места, три за 1 фл. 50 кр.,* а ведь такие места они не могли взять.
Она считает, что это не беда.
Первое, что сообщает нам видевшая сон, -- это то, что повод к
сновидению указан в явном сновидении.
----------------------------------------
* 1 флорин 50 крейцеров. -- Прим. ред. перевода.
Муж действительно рассказал ей, что Элиза Л., знакомая, примерно тех же
лет, обручилась. Сновидение является реакцией на это сообщение. Мы уже
знаем, что подобный повод в переживаниях дня накануне сновидения нетрудно
доказать во многих сновидениях, и видевшие сон часто без затруднений дают
такие указания. Такие же сведения видевшая сон дает и по поводу других
элементов явного сновидения. Откуда взялась деталь, что половина партера не
занята? Это намек на реальное событие прошлой недели. Она решила пойти на
известное театральное представление и заблаговременно купила билеты, но так
рано, что должна была доплатить за это, когда же они пришли в театр,
оказалось, что ее заботы были напрасны, потому что одна половина партера
была почти пуста. Она бы не опоздала, если бы купила билеты даже в день
представления. Ее муж не преминул подразнить ее за эту поспешность. Откуда 1
фл. 50 кр.? Это относится к совсем другому и не имеет ничего общего с
предыдущим, но и тут есть намек на известие последнего дня. Ее невестка
получила от своего мужа в подарок 150 фл., и эта дура не нашла ничего
лучшего, как побежать к ювелиру и истратить деньги на украшения. А откуда
три? Об этом она ничего не знает, если только не считать той мысли, что
невеста Элиза Л. всего лишь на три месяца моложе ее, а она почти десять лет
замужем. А что это за нелепость брать три билета, когда идешь в театр
вдвоем? На это она ничего не отвечает и вообще отказывается от дальнейших
объяснений.
Но эти пришедшие ей в голову мысли и так дали нам достаточно материала,
чтобы можно было узнать скрытые мысли сновидения. Обращает на себя внимание
то, что в ее сообщениях к сновидению в нескольких местах подчеркиваются
разные сроки, благодаря чему между отдельными частями устанавливается нечто
общее: она слишком рано купила билеты в театр, поспешила, так что должна
была переплатить; невестка подобным же образом поспешила снести деньги
ювелиру, чтобы купить украшения, как будто она могла это упустить. Если эти
так подчеркнутые "слишком рано", "поспешно" сопоставить с поводом
сновидения, известием, что приятельница, которая моложе ее всего на три
месяца, теперь все-таки нашла себе хорошего мужа, и с критикой, выразившейся
в осуждении невестки: нелепо так торопиться, то само собой напрашивается
следующий ход скрытых мыслей сновидения, искаженным заместителем которых
является явное сновидение: "Нелепо было с моей стороны так торопиться с
замужеством. На примере Элизы я вижу, что и позже могла бы найти мужа".
(Поспешность изображена в ее поведении при покупке билетов и в поведении
невестки при покупке украшений. Замужество замещено посещением театра.) Это
-- главная мысль; может быть, мы могли бы продолжать, но с меньшей
уверенностью, потому что в этом месте анализу незачем было бы отказываться
от заявлений видевшей сон: "За эти деньги я могла бы приобрести в 100 раз
лучшее!" (150 фл. в 100 раз больше 1 фл. 50 кр.). Если бы мы могли деньги
заменить приданым, то это означало бы, что мужа покупают за приданое; муж
заменен украшениями и плохими билетами. Еще лучше было бы, если бы элемент
"три билета" имел какое-либо отношение к мужу. Но наше понимание не идет так
далеко. Мы только угадали, что сновидение выражает пренебрежение к мужу и
сожаление о слишком раннем замужестве.
По моему мнению, результат этого первого толкования сновидения нас
больше поражает и смущает, чем удовлетворяет. Слишком уж много на нас сразу
свалилось, больше, с чем мы в состоянии справиться. Мы уже замечаем, что не
сможем разобраться в том,
что может быть поучительного в этом толковании сновидения. Поспешим же
извлечь то, что мы узнали несомненно нового.
Во-первых, замечательно, что в скрытых мыслях главный акцент падает на
элемент поспешности; в явном сновидении именно об этом ничего нет. Без
анализа мы бы не могли предположить, что этот момент играет какую-то роль.
|