психике (в частности, философии Шопенгауэра), к использованию в
экспериментальной науке наметился в середине XIX в., когда изучение функций
органов чувств и высших нервных центров побудило естествоиспытателей
обратиться к указанному понятию с целью объяснения фактов, несовместимых со
взглядом на психику как область явлений сознания. Гельмгольц выдвигает
понятие о "бессознательных умозаключениях" как механизме построения
сенсорного образа. Предположение о бессознательной психике лежало в основе
психофизики Фехнера. Согласно Сеченову, "бессознательные ощущения", или
чувствования, служат регуляторами двигательной активности. Отождествление
психики и сознания отвергали и многие другие исследователи. Действительная
новизна концепции Фрейда связана с разработкой проблем неосознаваемой
мотивации, изучением неосознаваемых компонентов в структуре личности и
динамических отношений между ними.
представляет собой процессы чувствования, мышления, желания, и это
определение допускает существование бессознательного мышления и
бессознательного желания. Но данное утверждение сразу же роняет его в глазах
всех приверженцев трезвой научности и заставляет подозревать, что
психоанализ -- фантастическое тайное учение, которое бродит в потемках,
желая ловить рыбу в мутной воде. Вам же, уважаемые слушатели, пока еще
непонятно, по какому праву столь абстрактное положение, как "психическое
есть сознательное", я считаю предрассудком, вы, может быть, также не
догадываетесь, что могло привести к отрицанию бессознательного, если таковое
существует, и какие преимущества давало такое отрицание. Вопрос о том,
тождественно ли психическое сознательному или же оно гораздо шире, может
показаться пустой игрой слов, но смею вас заверить, что признание
существования бессознательных психических процессов ведет к совершенно новой
ориентации в мире и науке.
Вы даже не подозреваете, какая тесная связь существует между этим
первым смелым утверждением психоанализа и вторым, о котором речь пойдет
ниже. Это второе положение, которое психоанализ считает одним из своих
достижений, утверждает, что влечения, которые можно назвать сексуальными в
узком и
широком смыслах слова, играют невероятно большую и до сих пор
непризнанную роль в возникновении нервных и психических заболеваний. Более
того, эти же сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных,
художественных и социальных ценностей человеческого духа, и их вклад нельзя
недооценивать.
По собственному опыту знаю, что неприятие этого результата
психоаналитического исследования является главным источником сопротивления,
с которым оно сталкивается. Хотите знать, как мы это себе объясняем? Мы
считаем, что культура была создана под влиянием жизненной необходимости за
счет удовлетворения влечений, и она по большей части постоянно воссоздается
благодаря тому, что отдельная личность, вступая в человеческое общество,
снова жертвует удовлетворением своих влечений в пользу общества. Среди этих
влечений значительную роль играют сексуальные; при этом они сублимируются,
т. е. отклоняются от своих сексуальных целей, и направляются на цели
социально более высокие, уже не сексуальные1. Эта конструкция, однако,
весьма неустойчива, сексуальные влечения подавляются с трудом, и каждому,
----------------------------------------
1 Психоанализ, как явствует из этих положений, не ограничивался
притязанием на построение новой психологии и нового учения об этиологии
нервных и психических заболеваний. Выйдя за границы этих направлений, он
стал претендовать на объяснение движущих сил развития человеческого общества
и отношений между личностью и культурой. Такое отношение трактовалось как
изначально антагонистическое. Это следовало уже из исходных позиций Фрейда,
согласно которым сексуальные влечения и агрессивные инстинкты, образуя
глубинные, биологические по своей сущности основы личности, несовместимы с
теми требованиями, которые навязывают ей социальная среда с ее нравственными
нормами.
кому предстоит включиться в создание культурных ценностей, грозит
опасность, что его сексуальные влечения не допустят такого их применения.
Общество не знает более страшной угрозы для своей культуры, чем
высвобождение сексуальных влечений и их возврат к изначальным целям. Итак,
общество не любит напоминаний об этом слабом месте в его основании, оно не
|