стороны невестки так поспешно истратить деньги на украшения. От этого
центрального элемента сновидения ничего не осталось в явном сновидении; в
нем
центр тяжести переместился на посещение театра и покупку билетов.
Благодаря этому смещению акцента, этой перегруппировке элементов содержания
явное сновидение становится настолько непохожим на скрытые мысли сновидения,
что мы и не подозреваем о наличии этих последних за первым. Это смещение
акцента является главным средством искажения сновидения и придает сновидению
ту странность, из-за которой видевший сон сам не хотел бы признать его за
собственный продукт.
Пропуск, модификация, перегруппировка материала -- таковы действия
цензуры сновидения и средства его искажения. Сама цензура сновидения
является причиной или одной из причин искажения сновидения, изучением
которого мы теперь займемся. Модификацию и перегруппировку мы привыкли
называть "смещением" (Verschiebung).
После этих замечаний о действии цензуры сновидения обратимся к вопросу
о ее динамизме. Надеюсь, вы не воспринимаете выражение слишком антропоморфно
и не представляете себе цензора сновидения маленьким строгим человечком или
духом, поселившимся в мозговом желудочке и оттуда управляющим делами, но не
связываете его также и с пространственным представлением о каком-то
"мозговом центре", оказывающем такое цензурирующее влияние, которое
прекратилось бы с нарушением или удалением этого центра. Пока это не более
чем весьма удобный термин для обозначения динамического отношения. Это слово
не мешает нам задать вопрос, какие тенденции и на какие элементы сновидения
оказывают это влияние, мы не удивимся также, узнав, что раньше уже
сталкивались с цензурой сновидения, может быть, не узнав ее.
А это было действительно так. Вспомните, с каким поразительным фактом
мы встретились, когда начали применять нашу технику свободной ассоциации. Мы
почувствовали тогда, что наши усилия перейти от элемента сновидения к его
бессознательному, заместителем которого он является, натолкнулись на
сопротивление. Мы говорили, что это сопротивление различается по своей
величине, в одних случаях оно огромно, в других незначительно. В последнем
случае для работы толкования нужно было только несколько промежуточных
звеньев, но если оно было велико, тогда мы должны были анализировать длинные
цепочки ассоциаций от элемента, далеко уходили бы от него и вынуждены были
бы преодолевать много трудностей в виде критических возражений против этих
ассоциаций. То, что при толковании проявляется как сопротивление, теперь в
работе сновидения выступает его цензурой. Сопротивление толкованию -- это
только объективация цензуры сновидения. Оно доказывает нам, что сила цензуры
не исчерпывается внесением в сновидение искажения и после этого не угасает,
но что она как постоянно действующая сила продолжает существовать, стремясь
сохранить искажение. Кстати, как и сопротивление при толковании каждого
элемента меняется по своей силе, так и внесенное цензурой искажение в одном
и том же сновидении различно для каждого элемента. Если сравнить явное и
скрытое сновидения, то обнаружится, что отдельные скрытые элементы полностью
отсутствуют, другие более или менее модифицированы, а третьи остались без
изменений и даже, может быть, усилены в явном содержании сновидения.
Но мы собирались исследовать, какие тенденции осуществляют цензуру и
против чего она направлена. На этот вопрос, имеющий важнейшее значение для
понимания сновидения и даже, может быть, всей жизни человека, легко
ответить, если просмотреть ряд истолкованных сновидений. Тенденции,
осуществляющие цензуру, -- те, которые признаются видевшим
сон в бодрствующем состоянии, с которыми он согласен. Будьте уверены,
что если вы отказываетесь от вполне правильного толкования собственного
сновидения, то вы поступаете по тем же мотивам, по которым действовала
цензура сновидения, произошло искажение и стало необходимо толкование.
Вспомните о сновидении нашей 50-летней дамы. Без толкования она считает его
отвратительным, была бы еще больше возмущена, если бы д-р фон Гуг-Гелльмут
сообщила ей что-то необходимое для толкования, и именно из-за этого
осуждения в ее сновидении самые неприличные места заменены бормотанием.
Однако тенденции, против которых направлена цензура сновидения, следует
сначала описать по отношению к этой последней. Тогда можно только сказать,
что они по своей природе безусловно достойны осуждения, неприличны в
этическом, эстетическом, социальном отношении, это явления, о которых не
|