Navigation bar
  Print document Start Previous page
 63 of 107 
Next page End  

этого не может быть; я только для них и работаю, у меня нет других интересов
в жизни, кроме выполнения моего долга перед ними,  --  как старший, я обещал
это покойной  матери". Или  дама,  видевшая  сон,  говорит: "Я  желаю смерти
своему мужу. Да  ведь  это возмутительная  нелепость!  Вы мне, вероятно,  не
поверите, что у нас не только самый счастливый брак, но его смерть отняла бы
у  меня  все,  что я  имею  в  жизни".  Или третий возразит нам:  "Я  должен
испытывать  чувственные желания  к своей  сестре?  Это смешно; я на  нее  не
обращаю никакого внимания, у  нас плохие отношения  друг с  другом,  и  я  в
течение многих лет не обменялся с ней ни  словом".  Мы могли  бы с легкостью
отнестись  к   тому,  что   видевшие  сон  не   подтверждают  или   отрицают
приписываемые им намерения;  мы могли  бы сказать,  что именно об этих вещах
они и не знают. Но то, что они чувствуют в себе как раз противоположное тому
желанию,   которое  приписывает  им   толкование,  и   могут   доказать  нам
преобладание  этого противоположного  своим  образом жизни, это  нас наконец
озадачивает. Не  бросить ли теперь всю  эту работу по толкованию сновидений,
поскольку ее результаты вроде бы и привели к абсурду?
     Нет,   все   еще   нет.   И   этот  более   сильный  аргумент  окажется
несостоятельным,  если  к  нему подойти  критически.  Предположение,  что  в
душевной жизни есть бессознательные  тенденции,  еще не  доказательство, что
противоположные им являются господствующими  в сознательной жизни. Возможно,
что  в  душевной  жизни  есть   место  для  противоположных  тенденций,  для
противоречий, которые существуют рядом друг с другом; возможно даже, что как
раз  преобладание   одного  побуждения  является  условием  бессознательного
существования  его  противоположности.  Итак, выдвинутые вначале возражения,
что  результаты толкования сновидений непросты и очень неприятны, остаются в
силе. На  первое можно  возразить,  что,  мечтая о  простоте,  вы не сможете
решить ни одной проблемы сновидения; вы должны примириться с  предполагаемой
сложностью  отношений. А  на второе  --  что вы явно  не правы, используя  в
качестве  обоснования  для  научного  суждения   испытываемое  вами  чувство
удовольствия  или  отвращения. Что  нам за  дело  до  того,  что  результаты
толкования  кажутся  вам  неприятными,  даже  позорными   и  противными?  Са
n'empeche  pas  d'exister,*  -- слышал  я в таких случаях  молодым врачом от
своего  учителя  Шарко.   Приходится   смириться   со  своими  симпатиями  и
антипатиями, если  хочешь знать,  что в этом мире реально. Если какой-нибудь
физик  докажет  вам,  что  в  скором  будущем органическая  жизнь  на  земле
прекратится,  посмеете ли  вы  ему  возразить:  этого  не  может  быть,  эта
перспектива слишком  неприятна? Я думаю,  что вы  промолчите  или подождете,
пока явится  другой  физик  и  укажет  на  ошибку в его  предположениях  или
расчетах.  Если  вы  отстраняете  от  себя то, что вам неприятно, то вы,  по
меньшей мере, действуете как механизм образования  сновидения,  вместо  того
чтобы понять его и овладеть им.
     Может быть, вы согласитесь тогда не обращать внимания на отвратительный
характер  отвергнутых  цензурой  желаний,  а  выдвинете  довод,  что  просто
невероятно, чтобы в конституции человека столько места занимало зло. Но дает
ли вам ваш  опыт право  так говорить?  Я не хочу говорить  о  том, какими вы
кажетесь сами себе, но много ли вы нашли благосклонности у своего начальства
и конкурентов, много ли рыцарства у своих
     ----------------------------------------
     * Это не мешает тому, чтобы было так (франц.). -- Прим.
     пер.
     врагов  и мало ли  зависти  в своем обществе,  чтобы  чувствовать  себя
обязанным выступать против эгоистически  злого в человеческой природе? Разве
вам  неизвестно, как  плохо  владеет  собой и как  мало  заслуживает доверия
средний человек во  всех  областях сексуальной жизни? Или  вы не знаете, что
все  злоупотребления  и  бесчинства,  которые  нам  снятся ночью,  ежедневно
совершаются бодрствующими людьми  как действительные преступления?  В данном
случае психоанализ только подтверждает старое изречение Платона, что добрыми
являются  те, которые довольствуются сновидениями о том,  что злые  делают в
действительности.
     А  теперь отвлекитесь  от индивидуального  и перенесите  свой  взор  на
великую  войну, которая все еще опустошает Европу, подумайте  о безграничной
жестокости, свирепости и лживости, которые сейчас  широко распространились в
культурном   мире.  Вы   действительно  думаете,   что  кучке   бессовестных
карьеристов и соблазнителей удалось бы сделать столько зла, если бы миллионы
Hosted by uCoz