этого не может быть; я только для них и работаю, у меня нет других интересов
в жизни, кроме выполнения моего долга перед ними, -- как старший, я обещал
это покойной матери". Или дама, видевшая сон, говорит: "Я желаю смерти
своему мужу. Да ведь это возмутительная нелепость! Вы мне, вероятно, не
поверите, что у нас не только самый счастливый брак, но его смерть отняла бы
у меня все, что я имею в жизни". Или третий возразит нам: "Я должен
испытывать чувственные желания к своей сестре? Это смешно; я на нее не
обращаю никакого внимания, у нас плохие отношения друг с другом, и я в
течение многих лет не обменялся с ней ни словом". Мы могли бы с легкостью
отнестись к тому, что видевшие сон не подтверждают или отрицают
приписываемые им намерения; мы могли бы сказать, что именно об этих вещах
они и не знают. Но то, что они чувствуют в себе как раз противоположное тому
желанию, которое приписывает им толкование, и могут доказать нам
преобладание этого противоположного своим образом жизни, это нас наконец
озадачивает. Не бросить ли теперь всю эту работу по толкованию сновидений,
поскольку ее результаты вроде бы и привели к абсурду?
Нет, все еще нет. И этот более сильный аргумент окажется
несостоятельным, если к нему подойти критически. Предположение, что в
душевной жизни есть бессознательные тенденции, еще не доказательство, что
противоположные им являются господствующими в сознательной жизни. Возможно,
что в душевной жизни есть место для противоположных тенденций, для
противоречий, которые существуют рядом друг с другом; возможно даже, что как
раз преобладание одного побуждения является условием бессознательного
существования его противоположности. Итак, выдвинутые вначале возражения,
что результаты толкования сновидений непросты и очень неприятны, остаются в
силе. На первое можно возразить, что, мечтая о простоте, вы не сможете
решить ни одной проблемы сновидения; вы должны примириться с предполагаемой
сложностью отношений. А на второе -- что вы явно не правы, используя в
качестве обоснования для научного суждения испытываемое вами чувство
удовольствия или отвращения. Что нам за дело до того, что результаты
толкования кажутся вам неприятными, даже позорными и противными? Са
n'empeche pas d'exister,* -- слышал я в таких случаях молодым врачом от
своего учителя Шарко. Приходится смириться со своими симпатиями и
антипатиями, если хочешь знать, что в этом мире реально. Если какой-нибудь
физик докажет вам, что в скором будущем органическая жизнь на земле
прекратится, посмеете ли вы ему возразить: этого не может быть, эта
перспектива слишком неприятна? Я думаю, что вы промолчите или подождете,
пока явится другой физик и укажет на ошибку в его предположениях или
расчетах. Если вы отстраняете от себя то, что вам неприятно, то вы, по
меньшей мере, действуете как механизм образования сновидения, вместо того
чтобы понять его и овладеть им.
Может быть, вы согласитесь тогда не обращать внимания на отвратительный
характер отвергнутых цензурой желаний, а выдвинете довод, что просто
невероятно, чтобы в конституции человека столько места занимало зло. Но дает
ли вам ваш опыт право так говорить? Я не хочу говорить о том, какими вы
кажетесь сами себе, но много ли вы нашли благосклонности у своего начальства
и конкурентов, много ли рыцарства у своих
----------------------------------------
* Это не мешает тому, чтобы было так (франц.). -- Прим.
пер.
врагов и мало ли зависти в своем обществе, чтобы чувствовать себя
обязанным выступать против эгоистически злого в человеческой природе? Разве
вам неизвестно, как плохо владеет собой и как мало заслуживает доверия
средний человек во всех областях сексуальной жизни? Или вы не знаете, что
все злоупотребления и бесчинства, которые нам снятся ночью, ежедневно
совершаются бодрствующими людьми как действительные преступления? В данном
случае психоанализ только подтверждает старое изречение Платона, что добрыми
являются те, которые довольствуются сновидениями о том, что злые делают в
действительности.
А теперь отвлекитесь от индивидуального и перенесите свой взор на
великую войну, которая все еще опустошает Европу, подумайте о безграничной
жестокости, свирепости и лживости, которые сейчас широко распространились в
культурном мире. Вы действительно думаете, что кучке бессовестных
карьеристов и соблазнителей удалось бы сделать столько зла, если бы миллионы
|