левую руку, и это кажется мне наказанием божьим за мое преступление". Судья
установил, что срок преступления прошел, после чего пострадавшая взяла
жалобу обратно, а обвиняемая была оправдана".
Для изображения частей речи, показывающих логические отношения, вроде
"потому что, поэтому, но" и т. д., нет подобных вспомогательных средств;
таким образом, эти части текста пропадут при переводе в рисунки. Точно так
же благодаря работе сновидения содержание мыслей сновидения растворяется в
его сыром материале объектов и деятельностей. И вы можете быть довольны,
если вам предоставится возможность каким-то образом намекнуть в более тонком
образном выражении на определенные недоступные изображению отношения. Точно
так же работе сновидения удается выразить что-то из содержания скрытых
мыслей сновидения в формальных особенностях явного сновидения, в его ясности
или неясности, в его разделении на несколько фрагментов и т. п. Количество
частей сновидения, на которые оно распадается, как правило, сочетается с
числом основных тем, ходом мыслей в скрытом сновидении; короткое
вступительное сновидение часто относится к последующему подробному основному
сновидению как введение или мотивировка; придаточное предложение в мыслях
сновидения замещается в явном сновидении сменой включенных в него сцен и т.
д. Таким образом, форма сновидений ни в коем случае не является
незначительной и сама требует толкования. Несколько сновидений одной ночи
часто имеют одно и то же значение и указывают на усилия как-нибудь получше
справиться с нарастающим раздражением. Даже в одном сновидении особенно
трудный элемент может быть изображен "дублетами", несколькими символами.
При дальнейшем сравнении мыслей сновидения с замещающими их явными
сновидениями мы узнаем такие вещи, к которым еще не подготовлены, например,
что бессмыслица и абсурдность сновидений также имеют свое значение. Да, в
этом пункте противоречие между медицинским и психоаналитическим пониманием
сновидения обостряется до последней степени. С медицинской точки зрения
сновидение бессмысленно, потому что душевная деятельность спящего лишена
всякой критики; с нашей же, напротив, сновидение бессмысленно тогда, когда
содержащаяся в мыслях сновидения критика, суждение "это бессмысленно" должны
найти свое изображение. Известное вам сновидение с посещением театра (три
билета за 1 фл. 50 кр.) -- хороший тому пример. Выраженное в нем суждение
означает: бессмысленно было так рано выходить замуж.
Точно так же при работе над толкованием мы узнаем о часто высказываемых
сомнениях и неуверенности видевшего сон по поводу того, встречался ли в
сновидении определенный элемент, был ли это данный элемент или какой-то
другой. Как правило, этим сомнениям и неуверенности ничего не соответствует
в скрытых мыслях сновидения; они возникают исключительно под действием
цензуры сновидения и должны быть приравнены к не вполне удавшимся попыткам
уничтожения этих элементов.
К самым поразительным открытиям относится способ, каким работа
сновидения разрешает противоречия скрытого сновидения. Мы уже знаем, что
совпадения в скрытом материале замещаются сгущениями в явном сновидении. И
вот с противоположностями работа сновидения поступает точно так же, как с
совпадениями, выражая их с особым предпочтением одним и тем же явным
элементом. Один элемент в явном сновидении, который способен быть
противоположностью, может, таким образом, означать себя самого, а также свою
противоположность или иметь оба значения; только по общему смыслу можно
решить, какой перевод выбрать. С этим связан тот факт, что в сновидений
нельзя найти изображения "нет", по крайней мере недвусмысленного.
Пример желанной аналогии этому странному поведению работы сновидения
дает нам развитие языка. Некоторые лингвисты утверждают, что в самых древних
языках противоположности, например, сильный -- слабый, светлый -- темный,
большой -- маленький, выражались одним и тем же корневым словом.
("Противоположный смысл первоначальных слов"). Так, на древнеегипетском
языке ken первоначально означало "сильный" и "слабый". Во избежание
недоразумений при употреблении таких амбивалентных слов в речи
ориентировались на интонацию и сопроводительный жест, при письме прибавляли
так называемый детерминатив, т. е. рисунок, не произносившийся при чтении.
Ken в значении "сильный" писалось, таким образом, с прибавлением после
буквенных знаков рисунка прямо сидящего человечка; если ken означало
"слабый", то следовал рисунок небрежно сидящего на корточках человечка.
Только позже благодаря легким изменениям одинаково звучащего первоначального
|