работа "Психопатология обыденной жизни" (1901).
Внутреннее сходство всех этих случаев выражается приставкой "о-" или
"за-" (Ver-) в их названиях. Почти все они весьма несущественны, в
большинстве своем скоропреходящи и не играют важной роли в жизни человека.
Только изредка какой-нибудь из них, например затеривание предметов,
приобретает известную практическую значимость. Именно поэтому на них не
обращают особого внимания, вызывают они лишь слабые эмоции и т. д.
Именно к этим явлениям я и хочу привлечь теперь ваше внимание. Но вы
недовольно возразите мне: "В мире, как и в душевной жизни, более частной его
области, есть столько великих тайн, в области психических расстройств так
много удивительного, которое нуждается в объяснении и заслуживает его, что,
пра-
----------------------------------------
* Слово "Irrtum" переводится буквально как "ошибка", "заблуждение". В
настоящем издании оно в зависимости от контекста переводится либо как
"ошибка", либо как "ошибка-заблуждение". -- Прим. ред. перевода.
во, жаль тратить время на такие мелочи. Если бы вы могли объяснить нам,
каким образом человек с хорошим зрением и слухом среди бела дня может
увидеть и услышать то, чего нет, а другой вдруг считает, что его преследуют
именно те, кого он до сих пор больше всех любил, или самым остроумным
образом защищает химеры, которые любому ребенку покажутся бессмыслицей, мы
еще как-нибудь признали бы психоанализ. Но если он предлагает нам лишь
разбираться в том, почему оратор вместо одного слова говорит другое или
почему домохозяйка куда-то запрятала свои ключи, да и в других подобных
пустяках, то мы сумеем найти лучшее применение своему времени и интересам".
Я бы вам ответил: "Терпение, уважаемые дамы и господа!" Я считаю, что ваша
критика бьет мимо цели. Действительно, психоанализ не может похвастаться
тем, что никогда не занимался мелочами. Напротив, материалом для его
наблюдений как раз и служат те незаметные явления, которые в других науках
отвергаются как недостойные внимания, считаются, так сказать, отбросами мира
явлений. Но не подменяете ли вы в вашей критике значимость проблем их
внешней яркостью? Разве нет весьма существенных явлений, которые могут при
определенных обстоятельствах и в определенное время выдать себя самыми
незначительными признаками? Я с легкостью могу привести много примеров таких
ситуаций. По каким ничтожным признакам вы, сидящие здесь молодые люди,
замечаете, что завоевали благосклонность дамы? Разве для этого вы ждете
объяснений в любви, пылких объятий, а недостаточно ли вам едва заметного
взгляда, беглого движения, чуть затянувшегося рукопожатия? И если вы, будучи
криминалистом, участвуете в расследовании убийства, разве рассчитываете вы в
самом деле. что убийца оставил вам
на месте преступления свою фотографию с адресом, и не вынуждены ли вы
довольствоваться более слабыми и не столь явными следами присутствия
личности, которую ищете? Так что не будем недооценивать незначительные
признаки, может быть, они наведут нас на след чего-нибудь более важного. А
впрочем, я, как и вы, полагаю, что великие проблемы мира и науки должны
интересовать нас прежде всего. Но обычно очень мало пользы от того, что
кто-то во всеуслышание заявил о намерении сразу же приступить к исследованию
той или иной великой проблемы. Часто в таких случаях не знают, с чего
начать. В научной работе перспективнее обратиться к изучению того, что тебя
окружает и что более доступно для исследования. Если это делать достаточно
основательно, непредвзято и терпеливо, то, если посчастливится, даже такая
весьма непритязательная работа может открыть путь к изучению великих
проблем, поскольку как все связано со всем, так и малое соединяется с
великим.
Вот так бы я рассуждал, чтобы пробудить ваш интерес к анализу кажущихся
такими ничтожными ошибочных действий здоровых людей. А теперь поговорим с
кем-нибудь, кто совсем не знаком с психоанализом, и спросим, как он
объясняет происхождение этих явлений.
Прежде всего он, видимо, ответит: "О, это не заслуживает каких-либо
объяснений; это просто маленькие случайности". Что же он хочет этим сказать?
Выходит, существуют настолько ничтожные события, выпадающие из цепи мировых
событий, которые с таким же успехом могут как произойти, так и не произойти?
Если кто-то нарушит, таким образом, естественный детерминизм в
|