Никакой связи с действительными событиями. Его мысли уносятся к тому
времени, когда он размышлял над своим наблюдением, что грудь девочек
развивается так поздно. Итак, обе сестры -- это груди, он с удовольствием бы
их потрогал, но только чтобы это не были груди его сестры.
10. А вот пример символики смерти в сновидении:
Он идет по очень высокому крутому железному мостику с двумя лицами,
имена которых знает, но при пробуждении забывает. Вдруг те двое исчезают, а
он видит человека, похожего на привидение, в колпаке и полотняном костюме.
Он спрашивает у него, не телеграфист ли он. Нет. Не извозчик ли? Нет. Тогда
он идет дальше, еще во сне испытывает сильный страх и, проснувшись,
продолжает сновидение фантазией, что железный мост вдруг ломается, и он
падает в пропасть.
Лица, о которых подчеркивается, что они неизвестны, что их имена
забыты, по большей части очень близкие люди. Видевший сон имеет двух сестер;
если бы он хотел им обеим смерти, то было бы вполне справедливо, что за это
его постиг бы страх смерти. О телеграфисте он замечает, что такие люди
всегда приносят плохие вести, судя по форменной одежде, это мог быть и
фонарщик, который так же тушит фонари, как гений смерти гасит факел жизни. С
извозчиком он ассоциирует стихотворение Уланда о морской поездке короля
Карла и вспоминает опасное морское путешествие с двумя товарищами, во время
которого он играл роль короля из стихотворения. По поводу железного моста
ему приходит в голову один несчастный случай последнего времени и глупое
выражение: "жизнь есть мост из цепей".
11. Другим примером изображения смерти может служить сновидение:
Неизвестный господин подает за него визитную карточку с черной каймой.
12. Во многих отношениях вас заинтересует следующее сновидение, к
предпосылкам которого, правда, относится невротическое состояние.
Он едет по железной дороге. Поезд останавливается в открытом поле. Он
полагает, что грозит катастрофа и надо подумать о том, чтобы спастись
бегством, проходит по всем отделениям поезда и убивает всех, кого встречает:
кондукторов, машиниста и т. д.
По этому поводу -- воспоминание о рассказе друга. На какой-то линии в
Италии в полукупе перевозили душевнобольного, но по недосмотру впустили к
нему пассажира. Душевнобольной убил спутника. Таким образом, он
идентифицирует себя с этим душевнобольным и обосновывает свое право
навязчивым представлением, которое его временами мучает, что он должен
"устранить всех соучастников". Но затем он сам находит лучшую мотивировку,
которая дает повод для сновидения. Вчера в театре он снова увидел девушку,
на которой хотел жениться, но оставил, так как она дала ему основание для
ревности. При той интенсивности, до которой у него доходит ревность, он
действительно сошел бы с ума, если бы женился на ней. Это значит: он считает
ее настолько ненадежной, что из ревности должен был бы убивать всех людей,
которые попадались ему на пути. Хождение через ряд комнат, в данном случае
отделений, как символ состояния в браке (Verheiratetsein) (противоположность
единобрачию -- Einehe) мы уже знаем.
Об остановке поезда в открытом поле и страхе перед катастрофой он
рассказывает: когда однажды во время поездки по железной дороге произошла
неожиданная остановка не на станции, одна едущая вместе с ним молодая дама
заявила, что, возможно, предстоит столкновение и тогда самым целесообразным
было бы убежать [die Beine hoch zu heben -- поднять вверх ноги]. Но это
"ноги вверх" (die Beine hoch) играло также свою роль во многих прогулках и
экскурсиях на лоно природы, которые он предпринимал с той девушкой в первое
счастливое время любви. Новый аргумент для того, что он должен был сойти с
ума, чтобы теперь жениться на ней. Я мог считать несомненным, зная ситуацию,
что у него все еще имелось это желание быть таким сумасшедшим.
ТРИНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ
|