Navigation bar
  Print document Start Previous page
 87 of 107 
Next page End  

     Никакой связи с  действительными событиями. Его  мысли  уносятся к тому
времени,  когда он  размышлял  над  своим  наблюдением,  что  грудь  девочек
развивается так поздно. Итак, обе сестры -- это груди, он с удовольствием бы
их потрогал, но только чтобы это не были груди его сестры.
     10. А вот пример символики смерти в сновидении:
     Он идет по  очень высокому крутому железному  мостику с  двумя  лицами,
имена  которых знает, но при пробуждении забывает. Вдруг те двое исчезают, а
он видит человека, похожего  на привидение, в колпаке  и полотняном костюме.
Он спрашивает у него, не телеграфист  ли он. Нет. Не извозчик ли? Нет. Тогда
он  идет  дальше,  еще  во сне  испытывает  сильный  страх  и,  проснувшись,
продолжает  сновидение  фантазией,  что  железный мост вдруг ломается,  и он
падает в пропасть.
     Лица,  о  которых подчеркивается,  что  они  неизвестны, что  их  имена
забыты, по большей части очень близкие люди. Видевший сон имеет двух сестер;
если бы он хотел им обеим  смерти, то было бы вполне справедливо, что за это
его  постиг  бы страх смерти.  О телеграфисте он  замечает,  что  такие люди
всегда приносят плохие вести,  судя  по  форменной одежде,  это  мог быть  и
фонарщик, который так же тушит фонари, как гений смерти гасит факел жизни. С
извозчиком он  ассоциирует  стихотворение  Уланда о морской  поездке  короля
Карла и вспоминает опасное морское путешествие  с двумя товарищами, во время
которого он играл  роль короля из стихотворения.  По поводу железного  моста
ему приходит  в  голову один несчастный случай  последнего  времени и глупое
выражение: "жизнь есть мост из цепей".
     11. Другим примером изображения смерти может служить сновидение:
     Неизвестный господин подает за него визитную карточку с черной каймой.
     12.  Во  многих отношениях вас  заинтересует  следующее  сновидение,  к
предпосылкам которого, правда, относится невротическое состояние.
     Он едет по железной дороге. Поезд  останавливается в открытом поле.  Он
полагает, что  грозит катастрофа  и  надо  подумать  о том,  чтобы  спастись
бегством, проходит по всем отделениям поезда и убивает всех, кого встречает:
кондукторов, машиниста и т. д.
     По  этому поводу -- воспоминание о рассказе друга. На какой-то линии  в
Италии в полукупе перевозили душевнобольного, но  по недосмотру  впустили  к
нему   пассажира.   Душевнобольной   убил   спутника.   Таким  образом,   он
идентифицирует  себя  с  этим  душевнобольным  и   обосновывает  свое  право
навязчивым  представлением,  которое его  временами  мучает,  что он  должен
"устранить всех соучастников". Но затем он  сам  находит лучшую мотивировку,
которая дает повод для сновидения.  Вчера в  театре он снова увидел девушку,
на  которой  хотел жениться, но оставил, так как она дала  ему основание для
ревности. При той  интенсивности,  до которой у него  доходит  ревность,  он
действительно сошел бы с ума, если бы женился на ней. Это значит: он считает
ее настолько  ненадежной, что из ревности должен был бы  убивать всех людей,
которые попадались  ему на пути. Хождение через  ряд комнат, в данном случае
отделений, как символ состояния в браке (Verheiratetsein) (противоположность
единобрачию -- Einehe) мы уже знаем.
     Об остановке  поезда в открытом  поле  и  страхе  перед  катастрофой он
рассказывает:  когда однажды  во время поездки по железной дороге  произошла
неожиданная остановка не на станции, одна  едущая вместе с ним  молодая дама
заявила, что,  возможно, предстоит столкновение и тогда самым целесообразным
было бы убежать  [die Beine hoch zu  heben  -- поднять вверх  ноги]. Но  это
"ноги вверх" (die Beine hoch) играло  также  свою роль во многих прогулках и
экскурсиях  на лоно природы, которые он предпринимал с той девушкой в первое
счастливое время любви. Новый аргумент для того,  что он должен был  сойти с
ума, чтобы теперь жениться на ней. Я мог считать несомненным, зная ситуацию,
что у него все еще имелось это желание быть таким сумасшедшим.
ТРИНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ
Hosted by uCoz