миру человека. Сам же внутренний мир и процесс его познания и составляет суть процесса мышления.
Так как этот мир и есть сознание, то можно сказать, что мышление (познание) это процесс
формирования сознания. Размышление как таковое может быть представлено как последовательный
процесс, в котором каждое предыдущее суждение связано с последующим, то есть между ними
устанавливается логика, которая формально заключена в схему «Если... то». При таком подходе третьего,
скрытого смысла между двумя понятиями не дано. Например, если холодно, значит, следует надеть
пальто. Однако в процессе мышления третьим элементом может быть мотивация. Человек, который
закаляется, не станет надевать пальто при снижении температуры. Кроме того, у него может быть
групповое (социальное) представление о том, что такое низкая температура и собственный опыт
общения с подобными температурами. Ребенок бегает босиком по холодным лужам, хотя ему запрещают
это делать, лишь потому, что это ему нравится. Следовательно, мышление можно разделить на
процессы логики, процессы, связанные с речью (в том числе ее темпом), индивидуальной и социальной
мотивацией (целью), формированием понятий. Совершенно определенно, что кроме сознательного,
фактически высказанного процесса мышления существует и бессознательный процесс, который может
быть выявлен в структуре речи. С позиции логики процесс мышления складывается из анализа, синтеза,
обобщения, конкретизации и абстрагирования (отвлечения). Однако логика может быть формальной, а
может быть метафорической, то есть поэтической. Мы может от чего-то отказываться потому, что это
вредно, но можем и потому, что это интуитивно не нравится или его вред обоснован не опытом, а
словом авторитета. Такая иная логика называется мифологической, или архаической. Когда девушка рвет
портрет возлюбленного потому, что он ей изменил, она символически уничтожает его образ, хотя в
логическом смысле клочок бумажки с изображением человека не имеет никакого отношения к самому
человеку. Человек и его образ, или его предмет, или части человека (волосы, например) в этом
мифологическом мышлении идентифицируются. Другим законом мифологического (архаического,
поэтического) мышления являются бинарные оппозиции, то есть противопоставления типа добро
зло, жизнь смерть, божественное земное, мужское женское. Еще одним признаком является
этиологизм, который приводит человека к размышлению «Почему это произошло именно со мной», хотя
ему прекрасно известно, что аналогичная случайность многократно повторялась у других в прошлом. В
мифологическом мышлении неразделимо единство восприятия, чувств и мышления (высказывания), это
особенно заметно у детей, которые говорят о том, что видят и том, что чувствуют без отчетливой
задержки. Мифологическое мышление у взрослых характерно для поэтов и художников, однако при
психопатологии оно проявляется как неконтролируемый спонтанный процесс. Процесс мышления
формируется в результате обучения. Tolman считал, что это происходит благодаря формированию
когнитивной цепи, а Keller указывал на роль внезапного озарения «инсайта». Согласно Bandura, такое
обучение происходит в процессе имитации и повторения. Согласно И.П. Павлову, процессы мышления
отражают физиологию условного и безусловного рефлексов. Бихевиористы развили эту теорию в
концепцию оперантного обучения. Согласно Torndike, мышление является отражением поведения,
связанного с системой проб и ошибок, а также с фиксацией эффектов наказания в прошлом. Skinner
выделил такие операнты обучения, как предрассудки, собственное рефлективное поведение,
модификации поведения, связанные с обучением, формообразование нового поведения (шейпинг).
Поведение и мышление формируют цели в результате подкрепления, позитивного или негативного
(одной из форм негативного подкрепления является наказание). Таким образом, процесс мышления
может быть сформирован благодаря подбору перечня подкреплений и наказаний. К позитивным
подкреплениям, способствующим формированию мотиваций и конкретных схем мышления, относятся:
пища, вода, секс, подарок, деньги, повышение экономического статуса. Позитивное подкрепление
способствует фиксации поведения, предшествующего подкреплению, например «хорошее» поведение, за
которое следует подарок. Таким образом, формируются такие когнитивные цепи, или поведение,
которые поощряются, или социально приемлемы. Негативное подкрепление вызывается темнотой,
жарой, ударом, «утратой социального лица», болью, критикой, голодом или неудачей (лишением).
Благодаря системе негативных подкреплений человек избегает такого пути мышления, который ведет к
наказанию. Социальная мотивация процесса мышления зависит от культуры, воздействия авторитарной
личности, потребности в социальном одобрении. Она обусловлена стремлением к престижным
ценностям группы или общества и состоит из стратегии преодоления трудностей. Наиболее высокими
|