Navigation bar
  Print document Start Previous page
 101 of 351 
Next page End  

потребностями по Masloy являются самореализация, а также когнитивные и эстетические потребности.
Промежуточное место в иерархии потребностей принадлежит стремлению к порядку, справедливости и
красоте, а также потребности в уважении, признании и благодарности. На самом низком уровне стоят
потребности в привязанности, любви, причастности к группе, а также физиологические потребности.
Основными мыслительными процессами являются формирование понятий (символов),
суждения и умозаключения. Простые понятия — существенные признаки предметов или явлений,
комплексные понятия предполагают абстрагирование от предмета — символизацию. Например, кровь
как простое понятие ассоциировано с конкретной физиологической жидкостью, однако как комплексное
понятие означает также близость, «кровность». Соответственно, цвет крови символически указывает на
род — «голубая кровь». Источниками истолкований символов являются психопатология, сновидения,
фантазии, забывания, оговорки и ошибки.
Суждения — это процесс сравнения понятий, благодаря которому формулируется мысль. Это
сравнение происходит по типу: позитивное — негативное понятие, простое — комплексное понятие,
знакомое — незнакомое. На основании серии логических действий формируется умозаключение
(гипотеза), которая опровергается или подтверждается на практике.
Методы исследований
К методам исследования мышления относится изучение структуры языка, поскольку язык
является основным полем проявления мышления. В современной психолингвистике выделяются
исследования семантики (смысла) высказывания, синтаксический анализ (изучение структуры
предложения), морфемный анализ (изучение единиц смысла), анализ монологической и диалогической
речи, а также фонематический анализ, то есть изучение базисных звуков речи, отражающих ее
эмоциональное содержание. Темп речи отражает скорость мышления, однако следует помнить, что
единственным инструментом сопоставления скорости речи, так же как и ее содержания, является
мышление самого врача. Уровень и течение мыслительных процессов изучается методиками
«закономерностей числового ряда», тестом количественных отношений, незаконченных предложений,
понимания сюжетных картин, выделения существенных признаков, тесами исключений и образования
аналогий, а также пробой Эббенгаузена (см. соответствующий раздел учебника). Процессы
символизации и выявления бессознательных конструкций мышления изучаются методом пиктограмм и
ассоциативным экспериментом.
Симптомы и синдромы
Выделяются следующие варианты расстройств мышления: по темпу, содержанию, структуре.
Расстройства мышления по темпу включают:
— ускорение мышления, которое характеризуется ускорением темпа речи, скачкой идей,
которые при значительной выраженности темпа не успевают быть высказанными (fuga idearum). Часто
идеи носят продуктивный характер и ассоциированы с высокой творческой активностью. Симптом
характерен для маний и гипоманий.
Стоит подумать об одном, и сразу появляется желание рассказать о деталях, но потом
появляется новая идея. Все это не успеваешь записывать, а если записывать, то появляются опять
новые мысли. Особенно интересно ночью, когда никто не мешает, а спать не хочется. Кажется, что
за час можешь написать целую книгу.
замедление мышления уменьшение количества ассоциаций и замедление темпа речи,
сопровождающееся трудностью в подборе слов и формированием общих понятий и умозаключений.
Характерно для депрессий, астенических симптомов, отмечается также при минимальных расстройствах
сознания.
Вот опять меня что-то спросили, а мне нужно время, чтобы сосредоточиться, так сразу я не
могу. Все сказал и мыслей больше нет, приходится повторять опять все сначала, пока не устану.
Когда спрашивают о выводах, вообще нужно долго думать и лучше, если будет домашнее задание.
ментизм наплыв мыслей, который нередко носит насильственный характер. Обычно такие
мысли разноплановые и не могут быть высказаны.
— шперрунг «закупорка» мыслей, воспринимается пациентом как обрыв мыслей, внезапная
Hosted by uCoz