родов, поскольку после 35 лет вероятность мутагенеза яйцеклетки повышается, поэтому чаще
встречается, в частности, синдром Дауна. Важное значение имеет кровное родство матери и отца,
которое повышает риск аномалий интеллекта, а также расстояние между местами происхождения
матери отца, поскольку при незначительном расстоянии вероятность кровного родства повышается.
Иначе говоря, гетерозис (метисизация), как явление преимущества гетерозигот перед гомозиготами,
способствует большим преимуществам, в том числе по уровню интеллекта. Средовые факторы также
влияют на интеллект. В эмбриональном периоде мозг может быть поврежден тератогенными
факторами, такими как интоксикации и инфекции, например, вирусами или алкоголем. Высока
вероятность повреждения мозга при гипоксии в результате отслойки плаценты, недоношенности,
повреждения мозга в момент родов. Ранние аномальные взаимодействия матери и ребенка, особенно
сепарация и депривация, приводят к задержкам развития, которые могут фиксироваться (Spitz).
Структура и системы обучения могут подавить или стимулировать скрытые интеллектуальные
способности. Ряд лиц обладает исключительными интеллектуальными способностями, которые
заметны с самого раннего возраста. Ch. Lombroso считал, что большинство гениев являются
дегенератами и психически больными, однако почти через 150 лет В.П. Эфроимсон показал, что
генетика интеллекта лишь относительно связана с продуктивной психопатологией. Он выделил семьи и
замечательных личностей, у которых высокий интеллектуальный уровень ассоциирован с подагрой, то
есть уровнем мочевой кислоты, уровнем эндогенного кофеина и уровнем гормонов. Однако «хорошая»
генетика и «хорошая» среда не всегда ведут к удовлетворительному результату, поскольку для
реализации интеллекта важна также способность к реализации потенций, то есть потребность к
достижению цели. Эта функция может быть не связана с интеллектом, но определяет уровень
доминирования и самооценки. Универсальная модель интеллекта включает операционный уровень,
продуктивность и содержание. Оперативный уровень состоит из памяти, мышления, способностей к
конвергенции и дивергенции идей, проведению отвлечения (абстрагирования). Продуктивность
интеллекта состоит в способностях к объединению идей в группы, классы, системы, отношения.
Содержание интеллекта может быть вербальным (запас слов и оперирование ими), невербальным
(стратегии поведения и их использование), символическим и семантическим. Многие исследователи
считают, что важной составляющей интеллекта является чувство юмора и способность к иронии над
самим собой. Уровень достижения максимального интеллектуального уровня составляет в среднем 40
50 лет, если этому не препятствуют особенности личности, воздействия среды или соматические
расстройства. Однако степень постепенности приобретения и утраты интеллекта зависит от
генетических умственных способностей. Так, глупые умнеют медленно и быстрее становятся еще более
глупыми, а умные умнеют быстро, а глупеют после 60 лет медленнее. В значительной мере уровень
интеллекта поддерживается непрерывным обучением, соматическим здоровьем, отказом от вредных
привычек. Правда, это не всегда подтверждается на практике, так, например, сохраняя высокий
интеллект, У.
Черчилль до позднего возраста продолжал курить сигары и не отказывался от коньяка.
Согласно книге рекордов Гиннеса максимальные величины IQ показывают не мужчины, а женщины.
Методы исследований
Основным методом исследования интеллекта является расчет коэффициента
интеллектуальности, который устанавливается на основании тестирования (IQ). Коэффициент
рассчитывается, исходя из деления умственного возраста (числа правильных ответов, данных
индивидом) на хронологический возраст (числа правильных ответов в среднем, характерных для
данного возраста) и умножения на 100.
Тем не менее тесты на интеллектуальность должны учитывать специфику культуры и этноса.
Существуют такие этнические группы, которые не ценят абстрактные знания, а опираются в своих
оценках на практическую сторону, поэтому хотя их представители будут показывать низкие
коэффициенты, на самом деле они могут быть более успешными в адаптации, особенно в стрессорных
условиях среды.
Симптомы и синдромы
В патологии интеллекта выделяют умственную отсталость и деменции, которые делятся на
|