Navigation bar
  Print document Start Previous page
 120 of 351 
Next page End  

диффузные и лакунарные, а также задержки развития и дефекты.
Отличие умственной отсталости от деменции заключается в том, что она представляет собой
исходную недостаточность, в то время как деменция — приобретенное состояние. Критической точкой
считается возраст около 3 лет. Если ребенок утрачивает свои способности до этого возраста, он
считается умственно отсталым, если после него — страдающим деменцией. Причины умственной
отсталости различаются на генетические и приобретенные. Среди генетических причин возможны
генные и хромосомные аномалии, мутации, которые ведут к болезням обмена веществ. Среди средовых
причин выделяются влияние тератогенных, в том числе генетических факторов на генетический
аппарат, повреждения при родах, и заболевания, приобретенные в первые 3 года жизни. Разделение
умственной отсталости и ее клиника описаны в соответствующих разделах. Для умственной отсталости,
за исключением некоторых обменных процессов, не характерно нарастание симптоматики, но
свойствен даже некоторый прогресс в результате специального обучения. Описание степеней
умственной отсталости дано в соответствующих разделах учебника.
Деменция выражается в приобретенном когнитивном дефиците в сфере памяти, мышления,
обучаемости, волевой активности. Если изменение интеллекта касается только одной функции,
например памяти, то говорят о лакунарном, то есть очаговом слабоумии, которое характерно для
атрофических деменции, например, болезни Альцгеймера. Если оно касается постепенного снижения
или выпадения всех (нескольких) функций — о диффузном слабоумии, то есть глобарной деменции,
которая чаще отмечается при мультиинфарктных деменциях. Однако часто эти два типа деменции
переходят друг в друга, поэтому можно говорить о том, что большинство деменции развиваются в
динамике от очаговой к диффузной. Деменции чаще носят прогредиентный (поступательный) характер,
и они необратимы.
Задержка развития интеллекта обусловлена обычно специфическими условиями среды,
например воспитанием ребенка психически больными родителями, изоляцией, лишением нормального
обучения, например в результате экономических трудностей. Однако, в отличие от слабоумия и
деменции, при задержке возможен быстрый набор «планки» интеллекта в результате правильного
обучения, отмечаются также вполне хорошие способности к адаптации в реальной жизни.
При шизофрении отмечается функциональное слабоумие (дефект), оно выражается в том, что,
несмотря на бездеятельность и избегание новых знаний, холодность и отрешенность, пациенты
продуцируют фантазии и продуктивные переживания. Они, кроме того, могут полностью выходить из
состояния дефекта, в том числе и перед смертью. Таково, в частности, выздоровление Дон Кихота,
описанное Сервантесом.
Глава 7. Психиатрическая история болезни и диагностическая последовательность
Общая схема истории болезни
Фамилия, имя, отчество
Дата и место рождения
Пол
Место работы или инвалидность
Наследственная отягощенность
Анамнез со слов пациента
Объективный анамнез (анамнез со слов близких родственников)
Психическое состояние
Жалобы
Особенности поведения (мимика, поза, жест)
Особенности речи
Особенности внимания
Особенности ориентировки в месте, времени и собственной личности
Особенности восприятия
Hosted by uCoz