Navigation bar
  Print document Start Previous page
 238 of 351 
Next page End  

игре или доминантной личности, формированием психической зависимости. В одиночестве или вне
игры у зависимых личностей возникает чувство беспомощности и страх перед самостоятельным
решением, а также страх быть брошенным, никакие свободные решения не могут быть приняты. При
людомании, патологической склонности к азартным играм, описаны яркие насильственные
представления об игре, которые овладевают личностью особенно в момент стрессов. В результате
длительной (более 7 часов в день) работы за компьютером возникает особая профессиональная
модификация поведения и своеобразная окраска неврозов и психозов. Профессиональная модификация
поведения, в частности, выражается в упрощении речевых оборотов, взгляде поверх головы
собеседника, автоматических жестах, напоминающих печатание на приборной доске перед засыпанием
и пробуждением, гипнагогических компьютерных образов при засыпании, изменении структуры
общения и сновидений. При внезапных проблемах (стирание информации, выход из строя компьютера)
обнаруживаются так называемые эффекты «отсутствия», которые выражаются в психогенном
застывании перед экраном, растерянности и астении, а иногда тревоге и беспокойной суетливости.
Одна из пациенток не могла дождаться утра, чтобы выяснить причину прерывания
компьютерной связи, и в течении всей ночи продолжала повторять попытки соединения с адресатами.
Утром у нее возникло ощущение, что она видит на потухшем экране ответ респондента. В течение
всего дня по пути на работу и на самой работе она мысленно воспроизводила набор абонента и видела
на «мысленном» экране его ответ. Поскольку связь продолжала отсутствовать по техническим
причинам следующие 2 дня, она почувствовала безразличие, появились мысли о ненужности, утратился
смысл жизни. Нередко она, останавливаясь перед потухшим монитором, «мысленно чувствовала»
осуществление компьютерной связи и так же мысленно давала ответ. Расстройство прошло, как
только пациентка восстановила техническую связь.
Клинический пример: Пациент К., в возрасте 14 лет страдал клептоманией, все деньги он
тратил на игру в карты. Когда деньги кончались, он мог позволить себе их украсть у родителей, а
также гостей, которые появлялись в доме. Он был госпитализирован в клинику, но подобное поведение
и непреодолимая тяга к игре у него остались. В 15 лет он однажды побывал в салоне компьютерных
игр и познакомился с автоматом «Однорукий бандит», в первый же день он выиграл сумму,
эквивалентную 300 долларов, затратив лишь 10. В последующие два дня он все проиграл и занял у
приятеля 25 долларов, на которые выиграл 500 долларов. В школу он перестал ходить, хотя уверял
родителей, занятых собой, что посещает класс. Фальсифицировал отметки. Так продолжалось почти
год. При этом он зафиксировался на определенном игровом автомате и «не доверял остальным». Он
был госпитализирован в психиатрическое отделение, но через четыре дня (это было зимой) сбежал, на
следующий день он был обнаружен рядом со своим автоматом. Ночью он проник на территорию
салона и спал рядом с ним.
Терапия
Нейролингвистическое программирование, трансактный анализ, компьютерная психотерапия.
Патологические поджоги (пиромания) (F63.1)
Этиология
Неизвестна. Рассматривается как вариант скрытой агрессии. Повышенное влечение к огню
характерно для детского и особенно подросткового возраста.
Клиника
Множественные акты или попытки поджогов без очевидных мотивов, а также размышлений о
предметах, относящихся к огню и горению. Может обнаруживаться анормальный интерес к
противопожарным машинам и оборудованию, к другим предметам, имеющим отношение к огню и к
вызову пожарной команды.
Терапия
Поведенческая терапия.
Патологическое воровство (клептомания) (F63.2)
Hosted by uCoz