нарушения ограниченное словарное развитие, использование небольшого набора шаблонных слов,
трудности в подборе синонимов, сокращенное произношение, незрелая структура предложений,
синтаксические ошибки, пропуски словесных окончаний, приставок, неправильное использование
предлогов, местоимений, спряжений, склонений глаголов, существительных. Отсутствие плавности в
изложении, отсутствие последовательности в изложении и при пересказе. Понимание речи не
затруднено. Характерно адекватное использование невербальных реплик, жестов, стремление к
общению. Артикуляция обычно незрелая. Могут быть компенсаторные эмоциональные реакции во
взаимоотношениях со сверстниками, поведенческие расстройства, невнимательность. Расстройство
развития координации и функциональный энурез часто являются сопутствующими нарушениями.
Диагностика
Показатели экспрессивной речи существенно ниже, чем показатели, полученные по
невербальным интеллектуальным способностям (невербальная часть теста Векслера).
Расстройство значительно препятствует успехам в школе и повседневной жизни, требующим
выражения в вербальной форме.
Не связано с общими расстройствами развития, дефектом слуха или неврологическим
расстройством.
Дифференциальная диагностика
Следует проводить с умственной отсталостью, для
которой характерно полное нарушение
интеллекта в вербальной и невербальной сфере; с общими расстройствами развития, при которых
характерны отсутствие внутреннего языка символической или воображаемой игры, неадекватное
применение жестов и неспособность поддерживать теплые социальные отношения.
При приобретенной афазии или дисфазии характерно нормальное речевое развитие до травмы
или других неврологических расстройств.
Терапия
Предпочтительна речевая и семейная терапия. Речевая терапия включает овладение фонемами,
словарным запасом, построением предложений. При наличии признаков вторичного или
сопутствующего нарушения в сфере поведения или эмоций показаны медикаментозное лечение и
психотерапия.
Расстройство рецептивной речи (F80.2)
Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня,
соответствующего его умственному развитию. Часто дефект фонетико-фонематического анализа и
словесно-звукового произношения. Для обозначения этого расстройства применяются термины: афазия
или дисфазия развития, рецептивный тип (сенсорная афазия), словесная глухота, врожденная слуховая
невосприимчивость, сенсорная афазия Вернике, связанная с развитием.
Этиология и патогенез
Причина данного расстройства неизвестна. Имеют место теории минимального органического
поражения головного мозга, задержки нейронального развития, генетической предрасположенности,
однако окончательного подтверждения ни одна из теорий не получила. Возможные
нейропсихологические механизмы нарушения зоны звукоразличения задние отделы левой
височной области, или нарушения дифференцирования невербальных компонентов речи вследствие
дисфункции правого полушария головного мозга. Большинство детей с расстройством развития
рецептивной речи лучше реагируют на звуки окружающей среды, чем на звуки речи.
Распространенность
Частота расстройства варьирует от 3 до 10% у детей школьного возраста. Встречается в 23 раза
чаще у мальчиков, чем у девочек.
Клиника
Расстройство обычно обнаруживается в возрасте около 4 лет. Ранние признаки неспособность
реагировать на знакомые названия (в отсутствие невербальных реплик) с раннего возраста,
неспособность идентифицировать несколько предметов к 18 месяцам, неспособность следовать
простым инструкциям в возрасте 2 лет. Поздние нарушения неспособность к пониманию
|