В старшем возрасте часто имеются вторичные расстройства (плохая успеваемость в школе,
нарушения в сфере эмоций и поведения, тенденция к заниженной самооценке, замкнутости). В целом
двигательная неловкость сохраняется в подростковом возрасте и в течение всей взрослой жизни.
Диагностика
Диагноз ставится при наличии следующих критериев:
1. Успешность двигательных координированных действий существенно ниже ожидаемого
уровня, соответствующего хронологическому возрасту и интеллектуальным способностям.
2. Двигательное расстройство значительно влияет на успехи в обучении и в повседневной
жизни.
3. Расстройство не связано с физическим заболеванием (ДЦП, гемиплегия, мышечная дистрофия).
Дифференциальная диагностика
Для умственной отсталости характерно общее снижение уровня выполнения всех видов
деятельности как в вербальной, так и в невербальной сфере, Необходимо исключать общие расстройства
развития, особенно сочетающиеся с расстройствами в двигательной сфере.
Неврологические и нейромышечные заболевания (ДЦП, мышечная дистрофия, гемиплегия)
сопровождаются наличием неврологических знаков.
Терапия
Включает сочетание медикаментозных, нейрофизиологических, нейропсихологических методов
коррекции моторной дисфункции и модифицированных методик перцептивного моторного обучения и
физического воспитания. Для большинства детей дошкольного возраста полезен метод Montessori,
способствующий развитию моторных навыков. Вторичные поведенческие или эмоциональные
проблемы и сопутствующие речевые расстройства нуждаются в адекватном медикаментозном и
психотерапевтическом лечении. Семейно-консультативная терапия рекомендуется для снижения
тревоги и чувства вины у родителей.
Общие расстройства развития (F84)
Включают группу расстройств, характеризующихся качественными аномалиями в социальном
общении и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и действий. В
большинстве случаев развитие нарушено с младенчества, всегда в первые 5 лет.
В некоторых случаях расстройства сочетаются и предположительно обусловлены врожденной
краснухой, туберозным склерозом, церебральным липидозом, фрагильностью Х-хромосомы. Любое из
сопутствующих состояний кодируется отдельно. При наличии умственной отсталости обязательно
кодировать и ее (F70 F79), но она не является обязательным признаком общих расстройств развития.
Детский аутизм (F84.0)
К собственно детскому аутизму относятся аутистическое расстройство, инфантильный аутизм,
инфантильный психоз, синдром Каннера.
Первые описания этого расстройства были сделаны Henry Maudsley (1867). В 1943 г. Leo Kanner в
труде «Аутистические расстройства аффективного общения» дал отчетливое описание этого синдрома,
назвав его «инфантильным аутизмом».
Этиология и патогенез
Причины детского аутизма до конца не известны.
Существует ряд клинически и экспериментально подтвержденных гипотез об этиопатогенезе
расстройства:
1) Слабость инстинктов и аффективной сферы;
2) информационная блокада, связанная с расстройствами восприятия;
3) нарушение переработки слуховых впечатлений, ведущее к блокаде контактов;
4) нарушение активирующего влияния ретикулярной формации ствола мозга;
5) нарушение функционирования лобно-лимбического комплекса, ведущее к расстройству
мотивации и планирования поведения;
|