значение имеют эмоциональные реакции, чем определенные методы преподавания. Эффективна
нейропсихологическая коррекция с интегративным подходом к овладению фонетическими сочетаниями
и пространственной структурой слов. Сопутствующие эмоциональные и поведенческие нарушения
должны лечиться соответствующими медикаментозными и психотерапевтическими способами.
Хороший эффект оказывает консультативно-семейная терапия.
Специфическое расстройство развития двигательных функций (F82)
Существенной особенностью расстройства является серьезное нарушение двигательной
координации, которое нельзя объяснить общей интеллектуальной отсталостью или каким-либо
врожденным или приобретенным неврологическим расстройством, дисплазией развития. Диагноз
ставится, если нарушение значительно влияет на способности к обучению или повседневную жизнь.
Характерно наличие моторной неуклюжести с некоторой степенью нарушений зрительно-
пространственных когнитивных задач.
Этиология и патогенез
Возможные этиологические факторы подразделяются на две группы: факторы развития и
органические. Гипотеза развития предполагает причину данного расстройства в несформированности
или задержке развития перцептивно-моторных навыков. Согласно этой теории, возможен
благоприятный прогноз при данном расстройстве, так как наступает созревание заинтересованных в
патологическом процессе структур головного мозга.
Соответственно органической теории минимальные мозговые инсульты или дисфункции
создают предрасположенность к развитию расстройства двигательных функций. Эти нарушения
являются следствием пренатальных и перинатальных осложнений (токсикоза беременности у матери,
гипоксии плода, малой массы тела при рождении; внутриутробных событий, которые могут обусловить
травму мозга или физическую травму плода или новорожденного). Иногда синдром детской
неуклюжести диагностируют как минимальную мозговую дисфункцию, но в настоящее время этот
термин не рекомендуется, так как имеет много различных и порой противоречивых значений.
Распространенность
Частота этого расстройства у детей в возрасте от 5 до 11 лет составляет 6%. Соотношение
заболеваемости мальчиков и девочек неизвестно, однако, как и при большинстве расстройств развития,
больше поражаются мальчики, чем девочки. Данных о большем проценте случаев среди родственников
не имеется.
Клиника
В младенчестве и раннем детстве расстройство проявляется как задержка в достижении
нормальных этапов развития (например, в поворотах, ползании, сидении, стоянии, ходьбе). Трудности
координации не обусловлены дефектами зрения, слуха, неврологическими расстройствами. В возрасте
24 лет неловкость проявляется во всех сферах деятельности, требующих двигательной координации.
Такие дети неуклюжи в своих движениях, медленно обучаются бегать, прыгать, подниматься и
спускаться по ступеням, не удерживают в руках предметы, легко их роняют. Их походка неустойчива,
они часто спотыкаются и ударяются о препятствия. Вероятны трудности в завязывании шнурков, ловле
мяча, расстегивании и застегивании пуговиц. Степень нарушений варьирует от нарушений «тонкой
моторики» (плохой почерк) до грубой двигательной дискоординации. Могут наблюдаться стертые
нарушения речи, которые носят в большей степени сопутствующий характер (чаще включающие тонкую
артикуляцию).
Характерны плохие навыки рисования, дети плохо выполняют задания с составными
картинками, конструкторами, строительными моделями, не ориентируются в настольных играх,
распознавании карт это дети с типичной подкорковой дисфункцией, незрелостью правого полушария
головного мозга и/или нарушениями становления межполушарных взаимоотношений.
Во время осмотра выявляются незрелость развития нервной системы, наличие тотальных
синкинезий и зеркальных движений, признаки плохой тонкой моторной координации. Сухожильные
рефлексы или повышены или понижены с обеих сторон. Отсутствуют неврологические расстройства,
проявления детского церебрального паралича (ДЦП), мышечная дистрофия.
|