патогномоничный критерий выявления синдрома на тех стадиях, когда правильное лечение еще может
спасти речь, хотя прогноз неблагоприятный.
Терапия
Предполагается положительный эффект от приема кортикостероидов в начале заболевания. В
течение всего заболевания рекомендуется прием антиконвульсантов. Препаратами первого выбора
являются карбамазепины (финлепсин), второго выбора ламиктал (ламотриджин). Речевая терапия и
семейная терапия рекомендованы в течение всего заболевания.
Специфические расстройства развития школьных навыков (F81)
Эти расстройства возникают вследствие нарушений в обработке когнитивной информации, что
во многом происходит в результате биологической дисфункции. Характерно, что нормальное
приобретение навыков нарушено с ранних стадий развития. Они не являются следствием
неблагоприятных условий обучения и не связаны с получением мозговой травмы или болезни.
Необходимо оценивать не уровень обучения, а школьные достижения с учетом динамики развития, так
как тяжесть и отставание в чтении на 1 год в 7 лет имеет совершенно иное значение, чем на 1 год в 14
лет.
Тип проявлений расстройств обычно с возрастом изменяется задержка речи в дошкольные
годы исчезает в разговорной речи, но сменяется специфической задержкой чтения, что в свою очередь
уменьшается в подростковом возрасте, а в юности это нарушения спеллингования/письма. То есть
состояние во всех отношениях равное, но учитывается динамика взросления. Школьные навыки не
только функция биологического созревания, они должны быть преподаны и усвоены. Специфические
нарушения школьных навыков охватывают группы расстройств, проявляющихся специфической и
значительной недостаточностью в обучении школьным навыкам в данной возрастной группе-классе,
популяции, школе.
Эти нарушения не являются прямым следствием других состояний умственной отсталости,
грубых неврологических дефектов, эмоциональных или гностических расстройств. Часто сочетаются с
синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, специфическими расстройствами моторных
функций. Совершенно не значит, что это дети с задержкой навыков, и «догонят со временем
сверстников» такие нарушения наблюдаются и в подростковом возрасте, и при дальнейшем
обучении. Они связаны с появлением вторичных нарушений в виде отсутствия интереса к учебе, плохой
программой образования, эмоциональными расстройствами.
Диагностика
Диагностические требования
Должна быть наиболее клинически значимая степень нарушения какого-либо навыка:
наличие задержек или отклонений в развитии речи в дошкольном периоде;
сопутствующие проблемы невнимательность или повышенная активность, эмоциональные
нарушения или нарушения в поведении;
наличие качественных нарушений явное отличие от нормы;
неадекватная реакция на терапию (отсутствие эффекта при усилении помощи дома и/или в
школе).
Нарушение в большей степени строго специфично и не зависит от умственной отсталости или от
общего снижения интеллектуального уровня. Диагностика нарушений проводится на основе психолого-
педагогического тестирования. Нарушение должно присутствовать с первых лет обучения, а не
приобретаться в ходе образования. Нарушения не должны быть обусловлены нелеченными или
некорригированными зрительными или слуховыми расстройствами.
Специфические расстройства развития школьных навыков включают:
специфическое нарушение навыков чтения «дислексия»;
специфическое нарушение навыков письма «дисграфия»;
специфическое нарушение арифметических навыков «дискалькулия»;
смешанное расстройство школьных навыков «трудности обучения».
Предпочтительным методом лечения является корригирующая терапия обучением. Большее
|