Navigation bar
  Print document Start Previous page
 264 of 351 
Next page End  

До 3-летнего возраста наблюдается период нормального развития. Потом появляются нарушения
во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Речь становится монотонной. Ребенок начинает
держаться отстраненно, обособлено, много времени посвящает узкому, стереотипному кругу интересов.
Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления. У некоторых
детей обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих.
Логическое мышление хорошо развито, но знания крайне неравномерны. Активное и пассивное
внимание неустойчиво. В отличие от других случаев детского аутизма нет существенной задержки в
речевом и когнитивном развитии. Во внешнем виде обращает на себя внимание отрешенное «красивое»
выражение лица, мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Иногда
взгляд направлен «внутрь себя». Моторика угловатая, движения неритмичные, стереотипные.
Коммуникативные функции речи ослаблены, она своеобразна по мелодике, ритму и темпу, голос то
тихий, то резкий. Характерна привязанность к дому, а не к родным.
Дифференциальная диагностика
В отличие от детского аутизма, диагноз синдрома Аспергера основывается на наличии
нарушений общения, социального взаимодействия; ограниченного, стереотипного поведения,
интересов и занятий; и отсутствии общей задержки речи и когнитивного развития.
Терапия
Ведение пациентов, страдающих синдромом Аспергера, включает психолого-педагогические
мероприятия, поведенческую и семейную психотерапию. Медикаментозное лечение носит
вспомогательный характер.
Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и
подростковом возрасте (F9)
Гиперкинетические расстройства (F90)
Данная группа расстройств характеризуется ранним началом; сочетанием чрезмерно активного,
слабо модулируемого поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием упорства в
выполнении любых заданий. Поведенческие особенности проявляются в любых ситуациях и постоянны
во временном интервале.
Гиперкинетические расстройства возникают обычно в первые 5 лет жизни. Их главными
особенностями являются отсутствие настойчивости в познавательной деятельности, тенденция
переходить от одного задания к другому, не завершая ни одного из них; чрезмерная, но непродуктивная
активность. Эти характеристики сохраняются в школьном возрасте и даже во взрослой жизни.
Гиперкинетичные дети часто безрассудны, импульсивны, склонны попадать в затруднительные
ситуации из-за необдуманных действий. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми нарушены,
без чувства дистанции.
Вторичные осложнения включают дисоциальное поведение и сниженное чувство собственного
достоинства. Часто наблюдаются сопутствующие трудности в освоении школьных навыков (вторичная
дислексия, диспраксия, дискалькулия и другие школьные проблемы).
Распространенность
Гиперкинетические расстройства встречаются в несколько раз чаще у мальчиков, чем у девочек
(3:1). В начальной школе расстройство наблюдается у 4 — 12% детей.
Клиника
Основные признаки — нарушения внимания и гиперактивность, проявляющиеся в различных
ситуациях — дома, в детских и лечебных учреждениях. Характерна частая смена и прерывание любой
деятельности, без попыток ее завершить. Такие дети чрезмерно нетерпеливы, неусидчивы. Они могут
вскакивать с места во время любой работы, чрезмерно болтать и шуметь, ерзать... Диагностически
значимым является сравнение поведения таких детей с другими детьми данной возрастной группы.
Сопутствующие клинические характеристики: расторможенность в социальном взаимодействии,
безрассудство в опасных ситуациях, бездумное нарушение социальных правил, прерывание занятий,
Hosted by uCoz