сделать; повышенная отвлекаемость, возбудимость. Такие дети суетливы, неусидчивы. Еще больше
внимание снижается в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.
Некоторые дети даже не могут досмотреть до конца любимые телепередачи.
Импульсивность.
В виде неряшливого выполнения школьных заданий, несмотря на усилия
делать их правильно; частых выкриков с места, шумных выходок во время занятий; «влезания» в
разговор или работу других; нетерпеливости в очереди; неумения проигрывать (вследствие этого частые
драки с детьми). С возрастом проявления импульсивности могут меняться. В раннем возрасте это
недержание мочи и кала; в школе излишняя активность и крайняя нетерпеливость; в подростковом
возрасте хулиганские выходки и асоциальное поведение (кражи, употребление наркотиков и т.д.).
Однако чем старше ребенок, тем импульсивность выраженнее и заметнее для окружающих.
Гиперактивность. Это необязательный признак. У части детей двигательная активность
может быть снижена. Однако двигательная активность качественно и количественно отличается от
возрастной нормы. В дошкольном и раннем школьном возрасте такие дети непрерывно и импульсивно
бегают, ползают, вскакивают, очень суетливы. К пубертату гиперактивность часто уменьшается. Дети
без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим, но у них чаще наблюдаются
парциальные задержки развития, в том числе школьных навыков.
Дополнительные признаки
Нарушения координации отмечаются в 5060% в виде невозможности тонких движений
(завязываний шнурков, пользования ножницами, раскрашивания, письма); нарушений равновесия,
зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, катанию на
велосипеде, играм с мячом).
Эмоциональные нарушения в виде неуравновешенности, вспыльчивости, нетерпимости к
неудачам. Отмечается запаздывание эмоционального развития.
Отношения с окружающими. В психическом развитии дети с нарушениями активности и
внимания отстают от сверстников, но стремятся быть лидерами. Дружить с ними трудно. Это дети
экстраверты, они ищут друзей, но быстро их теряют. Поэтому они чаще общаются с более
«покладистыми» младшими по возрасту. Трудно складываются отношения с взрослыми. На них не
действуют ни наказания, ни ласка, ни похвала. Именно «невоспитуемость» и «плохое поведение» с
точки зрения родителей и педагогов основной повод обращения к врачам.
Парциальные задержки развития. Несмотря на нормальный IQ, успеваемость в школе у многих
детей низкая. Причины невнимательность, отсутствие упорства, нетерпимость к неудачам.
Характерны парциальные задержки развития письма, чтения, счета. Основной признак
несоответствие высокого интеллектуального уровня и плохой успеваемости в школе. Критерием
парциальной задержки считается отставание навыков от должных не менее чем на 2 года. Однако
необходимо исключать другие причины неуспеваемости: расстройства восприятия, психологические и
социальные причины, низкий интеллект и неадекватное преподавание.
Поведенческие расстройства. Наблюдаются не всегда. Не у всех детей с расстройствами
поведения могут быть нарушения активности и внимания.
Ночное недержание мочи. Расстройства засыпания и сонливость по утрам.
Нарушения активности и внимания могут быть разделены на 3 типа: с преобладанием
невнимательности; с преобладанием гиперактивности; смешанный.
Диагностика
Необходимо наличие невнимательности или гиперактивности и импульсивности (или всех
проявлений одновременно), не соответствующих возрастной норме.
Особенности поведения:
1) проявляются до 8 лет;
2) обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности школе, дома, труде, играх,
клинике;
3) не обусловлены тревожными, психотическими, аффективными, диссоциативными
расстройствами и психопатиями;
4) вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.
Невнимательность:
|