1. Неспособность сосредотачиваться на деталях, ошибки по невнимательности.
2. Неспособность поддерживать внимание.
3. Неспособность вслушиваться в обращенную речь.
4. Неспособность доводить задания до конца.
5. Низкие организаторские способности.
6. Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения.
7. Потери предметов, необходимых для выполнения задания.
8. Отвлекаемость на посторонние раздражители.
9. Забывчивость. (Из перечисленных признаков хотя бы шесть должны сохраняться более 6 мес.)
Гиперактивность и импульсивность (из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны
сохраняться не менее 6 мес.):
- гиперактивность: ребенок суетлив, неусидчив. Вскакивает с места без разрешения. Бесцельно
бегает, ерзает, карабкается. Не может отдыхать, играть в тихие игры;
- импульсивность: выкрикивает ответ, не дослушав вопрос. Не может ждать своей очереди.
Дифференциальная диагностика
Для постановки диагноза необходимы: подробный анамнез жизни. Информацию необходимо
выяснять у всех, кто знает ребенка (родители, воспитатели, учителя). Подробный семейный анамнез
(наличие алкоголизма, синдрома гиперактивности, тиков у родителей или родственников). Данные о
поведении ребенка в настоящее время.
Необходимы сведения об успеваемости и поведении ребенка в учебном заведении.
Информативных психологических тестов для диагностики данного расстройства в настоящее время нет.
Нарушения активности и внимания не имеют четких патогномоничных признаков. Заподозрить
это расстройство можно на основании анамнеза и психологического тестирования с учетом
диагностических критериев. Для постановки окончательного диагноза показано пробное назначение
психостимуляторов.
Явления гиперактивности и невнимательности могут быть симптомами тревоги или
депрессивных расстройств, нарушений настроения. Диагноз данных расстройств ставится при наличии
их диагностических критериев. Наличие острого начала гиперкинетического расстройства в школьном
возрасте может быть проявлением реактивного (психогенного или органического) расстройства,
маниакального состояния, шизофрении, неврологического заболевания.
Терапия
Медикаментозное лечение эффективно в 7580% случаев, при правильно поставленном
диагнозе. Его действие в большей степени симптоматическое. Подавление симптомов гиперактивности
и нарушений внимания облегчает интеллектуальное и социальное развитие ребенка. Медикаментозное
лечение подчиняется нескольким принципам: эффективна только многолетняя терапия,
заканчивающаяся в подростковом возрасте. Подбор препарата и дозы исходят из объективного эффекта,
а не ощущений больного. Если лечение эффективно, то необходимо через определенные промежутки
времени делать пробные перерывы для выяснения, может ли ребенок обходиться без препаратов.
Первые перерывы желательно устраивать на каникулах, когда психологическая нагрузка на ребенка
меньше.
Фармакологические вещества, применяемые для лечения этого расстройства, являются
стимуляторами ЦНС. Механизм их действия до конца неизвестен. Однако психостимуляторы не только
успокаивают ребенка, но и влияют на другие симптомы. Повышается способность к сосредоточению,
появляются эмоциональная устойчивость, чуткость к родителям и сверстникам, налаживаются
социальные отношения. Может резко улучшиться психическое развитие. В настоящее время используют
амфетамины (дексамфетамин (Декседрин), метамфетамин), метилфенидат (Риталин), пемолин (Цилерт).
Индивидуальная чувствительность к ним различна. Если неэффективен один из препаратов, переходят
на другой. Преимущество амфетаминов большая длительность действия и наличие
пролонгированных форм. Метилфенидат обычно принимают 23 раза в сут., он чаще оказывает
седативное действие. Промежутки между приемами обычно 2,56 ч. Пролонгированные формы
амфетаминов принимают 1 раз в сут. Дозы психостимуляторов: метилфенидата 1060 мг/сут.;
метамфетамина 540 мг/сут.; пемолина 56,2575 мг/сут. Начинают лечение обычно с низких доз
|