Navigation bar
  Print document Start Previous page
 272 of 351 
Next page End  

Характеризуется устойчивым отказом говорить в одной или более социальных ситуациях, в том
числе в детских учреждениях, при способности понимать разговорную речь и разговаривать.
Этиология и патогенез
Элективный мутизм — психологически обусловленный отказ разговаривать.
Предрасполагающим фактором может быть материнская гиперопека. У некоторых детей развитие
расстройства происходит после эмоциональной или физической травмы, перенесенных в раннем
детстве.
Распространенность
Встречается редко, менее чем у 1% больных психическими расстройствами. Одинаково часто или
даже чаще встречается у девочек, чем мальчиков. У многих детей отмечаются задержка начала речи или
проблемы артикуляции. У детей с элективным мутизмом чаще, чем у детей с другими расстройства
речи, встречаются энурез и энкопрез. Колебания настроения, компульсивные черты, негативизм,
нарушения поведения с агрессией у таких детей проявляются больше в домашних условиях. Вне дома
они стеснительны и молчаливы.
Клиника
Наиболее часто дети говорят дома или с близкими друзьями, но молчат в школе или с
незнакомыми. Вследствие этого может наблюдаться плохая успеваемость или они становятся мишенью
нападок сверстников. Некоторые дети вне дома общаются с помощью жестов или междометий — «хм»,
«угу, ага».
Диагностика
Диагностические критерии:
1) нормальный или почти нормальный уровень понимания речи;
2) достаточный уровень в речевом выражении;
3) доказуемые сведения, что ребенок может говорить нормально или почти нормально в
некоторых ситуациях;
4) продолжительность более 4 недель;
5) отсутствует общее расстройство развития;
6) расстройство не обусловлено отсутствием достаточных знаний разговорного языка, требуемых
в социальной ситуации, в которой отмечается неспособность говорить.
Дифференциальная диагностика
Очень стеснительные дети могут не разговаривать в незнакомых ситуациях, но у них происходит
спонтанное выздоровление, когда проходит смущение. Дети, попадающие в ситуацию, в которой
говорят на другом языке, могут отказываться перейти на новый язык. Диагноз ставится, если дети
вполне овладели новым языком, но отказываются говорить и на родном и на новом языке.
Терапия
Успешны индивидуальная, поведенческая и семейная терапия.
Тикозные расстройства (F95)
Тики
непроизвольные, неожиданные, повторяющиеся, рекуррентные, неритмические,
стереотипные моторные движения или вокализация.
И двигательные, и голосовые тики могут быть классифицированы как простые или сложные.
Обычные простые двигательные тики включают в себя мигание, дергание шеи, подергивание носом,
подергивание плечами, гримасничанье лица. Обычные простые вокальные тики включают в себя
покашливание, шмыгание, похрюкивание, лаяние, фырканье, шипение. Обычные сложные
двигательные тики — поколачивание себя, дотрагивание до себя и/или предметов, подпрыгивание,
приседание, жестикуляция. Обычный комплекс голосовых тиков включает повторение особых слов,
звуков (палилалия), фраз, ругательств (копролалия). Тики имеют тенденцию переживаться как
неодолимые, но обычно они могут быть подавлены на различные периоды времени.
Тики часто встречаются как изолированный феномен, но нередко они сочетаются с
эмоциональными нарушениями, особенно с навязчивыми или ипохондрическими феноменами.
Специфические задержки развития иногда связывают с тиками.
Hosted by uCoz