отношению к лицам, являющимся субъектами привязанности, а не в том, что необходимо общаться с
незнакомыми. При тяжелой депрессии и дистимии наблюдается замкнутость в отношении всех лиц,
включая знакомых.
Терапия
Предпочтительна психотерапия. Эффективно развитие навыков общения в танцах, пении,
музыкальных занятиях. Родителям разъясняется необходимость переструктурирования отношений с
необходимостью стимуляции ребенка к расширению контактов. Анксиолитики назначаются короткими
курсами, для преодоления поведения избегания.
Расстройство сиблингового соперничества (F93.3)
Характеризуется появлением эмоциональных расстройств у маленьких детей вслед за рождением
младшего сиблинга.
Клиника
Соперничество и ревность могут проявляться заметной конкуренцией между детьми с целью
получения внимания или любви родителей. Это расстройство должно сочетаться с необычной
степенью негативных чувств. В более тяжелых случаях это может сопровождаться открытой
жестокостью или физической травмой младшего ребенка, принижением и злобностью к нему. В более
легких случаях расстройство проявляется в виде нежелания ничем делиться, отсутствием внимания,
дружеских взаимодействий с младшим ребенком. Эмоциональные проявления принимают различные
формы в виде некоторого регресса с потерей ранее приобретенных навыков (контроля за функцией
кишечника и мочевого пузыря), тенденцией к младенческому поведению. Часто такой ребенок копирует
поведение младенца с целью привлечения большего внимания родителей. Часто отмечаются
конфронтация с родителями, немотивированные вспышки гнева, дисфории, выраженная тревога или
социальная отгороженность. Иногда нарушается сон, часто усиливается требование внимания
родителей, особенно в ночное время.
Диагностика
Расстройство сиблингового соперничества характеризуется сочетанием:
а) очевидности существования соперничества сибсов и/или ревности;
б) начала в течение месяцев, следующих за рождением младшего (обычно, следующего по счету)
ребенка;
в) эмоциональных нарушений, аномальных по степени и/или по стойкости и сочетающихся с
психосоциальными проблемами.
Терапия
Эффективно сочетание индивидуальной рациональной и семейной психотерапии. Оно
направлено на ослабление стрессовых воздействий, нормализацию обстановки. Важно поощрять
ребенка к обсуждению соответствующих проблем. Нередко благодаря таким приемам симптомы
расстройств смягчаются и исчезают. Для лечения эмоциональных нарушений иногда применяются
антидепрессанты с учетом индивидуальных показаний и в минимальных дозировках, анксиолитики
короткими курсами для облегчения психотерапевтических мероприятий. Важно общеукрепляющее и
биостимулирующее лечение.
Расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского и
подросткового возраста (F94)
Гетерогенная группа расстройств, для которых общими являются нарушения социального
функционирования. Решающую роль в возникновении расстройств играет изменение адекватных
условий среды или лишение благоприятного средового воздействия. Заметных половых различий при
данной группе не имеется.
Элективный мутизм (F94.0)
|