патологии. Сходные проявления нарушений встречаются при неврозах. Для эндогенных
психопатологических расстройств нарушения внимания не являются специфичными (они вторичны по
отношению к другим психопатологическим феноменам). Однако, по данным многочисленных
исследований, нарушения активного внимания при сохранном пассивном внимании характерны для
шизофрении. У больных шизофренией нарушен механизм фильтрации, что можно заметить в
экспериментах на помехоустойчивость (методика Мюнстерберга).
Расстройства внимания патогномоничны для больных с патологией центральной нервной
системы, церебральным атеросклерозом, гипертонической болезнью и при других заболеваниях,
сопровождающихся общемозговыми явлениями (нейроинфекции, нейроинтоксикации). Нарушения
внимания встречаются при соматических заболеваниях, сопровождающихся выраженным болевым
синдромом и другими яркими клиническими проявлениями.
Исследование нарушений памяти
Расстройства памяти разной степени выраженности наблюдаются при большинстве психических
заболеваний, они наиболее выражены при органическом поражении головного мозга. При
исследовании памяти оценивают функциональное состояние, активность внимания, истощаемость
психических процессов, динамику мнестической деятельности. Методики для исследования памяти
чрезвычайно просты и не требуют дополнительной аппаратуры.
Исследование «оперативной памяти». Для запоминания предъявляются 10 рядов по 5 чисел в
каждом. Необходимо запомнить их в порядке называния, затем сложить первое число со вторым, второе
с третьим, третье с четвертым и т.д. в каждом ряду. Числа зачитываются один раз. Нормальным является
не менее 30 правильно названных сумм.
¹ ряда Числа
1. 5 2 7 1 4
2. 3 5 4 2 5
3. 7 1 4 3 2 и т. д. 10 рядов.
«Запоминание 10 слов». Методика используется для изучения непосредственного
кратковременного, долговременного, произвольного и непроизвольного запоминания. Обследуемому
зачитывают десять слов, подобранных так, чтобы между ними было трудно установить какие-либо
смысловые отношения (гора, игла, роза, кошка, часы, вино, пальто, книга, окно, пила).
После
зачитывания предлагается воспроизвести слова в любом порядке. Затем слова зачитываются повторно.
Нормальным считается воспроизведение 10 слов после 45 повторений, при тренированной памяти
после 2 повторений. Через 2030 минут испытуемому предлагается воспроизвести эти слова в любом
порядке.
Выделяют следующие показатели: 1) количество воспроизведенных слов; 2) динамику
воспроизведения слов (кривая произвольного запоминания).
Результаты теста свидетельствуют о следующих особенностях запоминания:
Непосредственное запоминание не нарушено
если обследуемый непосредственно после
зачитывания десяти слов воспроизводит в четырех-пяти попытках не менее 7 слов.
Непосредственное запоминание нарушено
если обследуемый непосредственно после
зачитывания десяти слов воспроизводит менее 7 слов. Чем меньше слов воспроизводится, тем более
выраженными признаются нарушения непосредственного запоминания.
Долговременная память не нарушена
если через 2030 мин без предварительного
предупреждения обследуемый воспроизводит не менее 7 запоминаемых слов.
Долговременная память снижена
если через 2030 мин без предварительного
предупреждения обследуемый воспроизводит менее 7 запоминаемых слов.
Проба на ассоциативную память. Зачитываются 10 пар слов с легко устанавливаемыми
смысловыми связями, затем повторяется первое слово каждой пары, а обследуемый должен назвать
второе.
ПР.: река-море, яблоко-груша, гармонь-гитара, утро-вечер, брат-сестра, золото-серебро, пальто-
шапка, голубь-ворона, автомобиль-троллейбус, книга-тетрадь.
|