Navigation bar
  Print document Start Previous page
 48 of 351 
Next page End  

Нормальным считается выполнение пробы после двух повторений.
«Пиктограмма» (опосредованное запоминание) методика направлена на исследование
особенностей опосредованного запоминания, его продуктивности, особенностей мыслительной
деятельности и включает в себя предъявление испытуемому для запоминания 10— 15 понятий, которые
он должен нарисовать так, чтобы впоследствии по рисунку вспомнить заданные понятия. Через 40—60
мин обследуемому предлагается по рисункам воспроизвести заданные слова.
Примеры набора слов и словосочетаний:
1. 1) веселый праздник, 2) тяжелая работа, 3) развитие, 4) вкусный ужин, 5) смелый поступок,
6) болезнь, 7) счастье, 8) разлука, 9) дружба, 10) темная ночь, 11) печаль.
2. 1) глухая старушка, 2) война, 3) строгая учительница, 4) девочке холодно, 5) слепой мальчик,
6) богатство, 7) голодный человек, 8) побег, 9) надежда, 10) зависть, 11) веселая компания.
Интерпретация результатов сходна с тестом десяти слов. Особенности опосредованного
запоминания выражаются в рисунках обследуемого.
Выделяют 5 вариантов изображений:
Абстрактные изображения — линии, не оформленные в какой-либо узнаваемый образ; Знаково-
символические —
в виде знаков или символов (геометрические фигуры и т.д.); Конкретные
конкретные предметы; Сюжетные изображения объединены в какой-то сюжет; Метафорические
изображения в виде метафор.
Анализ образов «пиктограмм» позволяет судить о характере ассоциаций обследуемого.
Оцениваются: 1) особенности выполнения рисунков (величина, завершенность, их обрамление,
подчеркивание, наличие уточняющих линий, отличия и сходство рисунков, относящихся к различным
понятиям); 2) расположение рисунков на листе; 3) принципы запоминания; 4) оригинальность или
стандартность.
Выделяют варианты изображений:
Стандартные образы —
если рисунки совпадают с культурально обусловленными (например,
изображение флагов, шаров для запоминания понятия «веселый праздник»).
Атрибутивные образы — если при изображении понятий используется принадлежность к чему-
то, то есть преобладают рисунки, отражающие неотъемлемую часть понятия (например, изображение
блюд, ассоциирующихся с «вкусным ужином»).
Конкретные образы если рисунки содержат предметы или явления, непосредственно
связанные с ситуацией (например, лежащий в постели человек при изображении понятия «болезнь»).
Метафоры если при изображении понятия используются конкретные образы, прямо с ним не
связанные и использующие абстрагирование (например, туча, закрывающая солнце при изображении
«болезни»).
Индивидуально значимые образы — если при изображении понятий используются значимые для
данного человека образы (например, ребенок на понятие «счастье»).
«Органичность» графики если в рисунках преобладают незаконченные линии, штриховка в
тех случаях, когда предполагаются завершенность (круг), повторные линии, персевераторные
включения.
Грубая органическая графика —
если преобладают макрографии, подчеркивание, обрамление
рисунков, чрезмерная стереотипия рисунков.
Геометрические изображения — если понятия запоминаются с помощью геометрических фигур.
В норме преобладают конкретные, атрибутивные, стандартные упорядоченные образы.
Для органических поражений головного мозга характерны стереотипии, упорядоченность,
подчеркнутая аккуратность изображений, незавершенность линий, штриховка, подчеркивание,
обрамление изображений. При шизофрении преобладают вычурные, абстрактные образы, буквенное
изображение, геометрические фигуры, атипичное расположение рисунков.
Нарушения памяти, как и нарушения внимания, входят в структуру экзогенно-органических
расстройств, нередко они сопутствуют невротическим нарушениям. Для астенических состояний
различного генеза (чаще соматического) типичными оказываются истощаемость и ослабление
запоминания к концу исследования. При умственной отсталости наблюдается равномерное снижение
непосредственной и оперативной памяти.
Hosted by uCoz