Для старческих деменций характерны нарушения механической и ассоциативной памяти на фоне
истощаемости и резко выраженных расстройств запоминания. Нарушения мнестических процессов при
шизофрении не типичны и носят модально-неспецифический характер. Для маниакальных состояний
характерны гипермнезии.
Исследование нарушений восприятия
Нарушения восприятия в меньшей степени, чем расстройства других сфер психической
деятельности, поддаются патопсихологической оценке. Это связано с субъективным характером
переживания нарушений восприятия. При исследовании восприятия выявляются скрытые
расстройства. В пробе Ашафенбурга обследуемому предлагается разговаривать по телефону, который
предварительно отключен от сети. В пробе Рейхардта обследуемому предъявляется чистый лист бумаги
и предлагается рассмотреть то, что на нем нарисовано. В пробе Липмана после надавливания на веки
обследуемого предлагается сказать, что он видит. Эти пробы направлены на выявление
галлюцинаторных или иллюзорных образов. При анализе проб нельзя исключать возможное внушение
галлюцинаторных феноменов.
При исследовании сенсорной возбудимости обследуемому предлагают всмотреться в рисунки
«движущиеся квадраты» и «волнистый фон», состоящие из расположенных в определенном порядке и
ракурсе квадратов и линий, пересекающих геометрические фигуры. Затем предлагается подсчитать
количество квадратов в каждом ряду или неясно нарисованные фигуры. Анализируются субъективные
ощущения, возникающие в процессе эксперимента, возможный иллюзорный и стереоскопический
обман.
Исследование нарушений мышления
Нарушения мышления часто встречаются при психических заболеваниях. Клинические варианты
расстройств мышления патогномоничны для шизофренического процесса и наиболее ярко проявляются
при проведении патопсихологического обследования. Характерны такие симптомы, как:
соскальзывание, разорванность, разноплановость мышления, опора на латентные признаки и др.
Основными методами исследования мышления являются тесты на классификацию, исключение,
выделение существенных признаков, аналогии, обобщение, ассоциативный эксперимент, проблема
Эверье, пиктограмма.
Методика «Классификации» применяется для исследования процессов обобщения и
отвлечения, последовательности суждений. Впервые она была предложена K. Goldstein (1920) для
исследования больных с афазиями. Модифицированная методика включает набор карточек с
изображением животных, растений и предметов. Изображения могут заменяться надписями.
Предлагается разложить карточки на группы так, чтобы они содержали однородные предметы и могли
быть названы обобщающим словом.
Оцениваются: 1) число этапов, затраченных на окончательную классификацию предметов
(выделяются три группы животные, цветы, неодушевленные предметы); 2) принципы
классификации.
Особенности мышления:
Конкретное мышление если обследуемый объединяет предметы в конкретные ситуационные
группы (например, пальто со шкафом, «пальто вешают в шкаф»).
Излишняя детализация
если обследуемый выделяет дробные группы (например, «одежда
зимняя, летняя, одежда на выход»).
Опора на латентные признаки если в классификации делается упор на незначимые, скрытые
признаки понятий (например, в одну группу объединяются автобус и слон, так как оба «большие»).
На основании методики классификации понятий возможно подтверждение клинически
выявляемых специфических расстройств мышления. Конкретность мышления может подтверждать
наличие органически обусловленных психических расстройств, склонность к излишней детализации
эпилептический характер ассоциативных нарушений, опора мышления на латентные признаки
|