Navigation bar
  Print document Start Previous page
 50 of 351 
Next page End  

нарушения мышления шизофренического спектра.
Методики «Исключения», «Обобщения понятий», «Выделения существенных признаков»,
«Аналогии» применяются для определения особенностей мышления при различной психической
патологии.
«Исключение понятий» позволяет оценить уровень процессов обобщения и исключения,
способность выделять существенные признаки предметов. Существуют вербальный и невербальный
варианты методики.
Предлагается из четырех предметов/слов исключить один предмет или слово, которые не
подходят к остальным, сходным по общему для них признаку. Анализ методики сходен с методикой
классификации понятий.
Примеры стимульного вербального материала:
КОШЕЛЕК ПОРТФЕЛЬ ЧЕМОДАН КНИГА
ЧАСЫ ВЕСЫ ОЧКИ ТЕРМОМЕТР
ИНЕЙ ПЫЛЬ ДОЖДЬ РОСА
ЛОДКА ТАЧКА МОТОЦИКЛ ВЕЛОСИПЕД
САМОЛЕТ ГВОЗДЬ ПЧЕЛА ВЕНТИЛЯТОР
БОЧКА БАБОЧКА ТРУБА ОЧКИ
ЯБЛОКО КНИГА ШУБА РОЗА
Для проведения невербального варианта необходимы наборы карточек, содержащих
изображения четырех предметов.
Примеры невербального стимульного материала:
Карточки с изображениями: 1) 3 часов различной формы и монеты; 2) катушки ниток, ножниц,
наперстка, курительной трубки; 3) часов, аптекарских весов, очков, термометра; 4) зонтика, военной
фуражки, барабана, пистолета; 5) тумбочки, кровати, шкафа, этажерки; 6) собаки, гуся, лошади, телеги.
Важно отношение обследуемого к допущенным ошибкам — сам заметил или с помощью
исследователя. Доступны ли ошибки коррекции.
Методика «Выделение существенных признаков» выявляет понимание обследуемым главных
и второстепенных признаков предметов и явлений. Характер выделения признаков свидетельствует о
преобладании абстрактного или конкретного стиля мышления. При выполнении методики необходимо
к слову, стоящему перед скобками, выбрать два слова (признака) предмета или явления, расположенных
в скобках и являющихся неотъемлемыми признаками слова перед скобками.
Примеры стимульного материала:
Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
«Ассоциативный эксперимент» используется для оценки качественной специфики мышления.
Тест также применяется в психоаналитических целях, для исследования высшей нервной деятельности.
При проведении исследования предлагается привести первую пришедшую на ум ассоциацию на
предъявляемые слова.
Возможные наборы слов:
1. вариант: шкаф —, город —, сват —, ветка —, перо —, воробей —, кролик —, свеча —, рама —,
дорога —, платье —, чернила —, туфли —, кошка —, помидор —, нитка —, тетрадь —, солнце —,
подушка —, день —, доска —, улица —, пила —, карандаш —, стакан —.
2. вариант: хлеб —, лампа —, пение —, колесо —, красота —, война —, воздух —, развитие —,
звонок —, пещера—, бесконечность —, луна —, брат —, лечение —, топор —, падение —, обман —,
голова —, сомнение —, игра —, цель —, глубина —, народ —, трава —, ссора —, бабочка —, поиск —,
печаль —, совесть —.
Hosted by uCoz