название действий (топор-рубить, ножницы-резать, пистолет-стрелять);
д) Исследование понимания обращенной речи и понимания словесных значений.
Для этого просят объяснить значение и смысл отдельных слов:
простых команд (закрыть глаза, показать язык, поднять руку);
флексивных отношений (ключ-ручкой, ручку-ключом, ручкой-ключ, ключом-ручку);
понимания отношений между предметами, выраженными одним предлогом и наречием места
(положите ручку под книгу, над книгой, справа от книги);
двумя предлогами (положите тетрадь в книгу, но под ручку);
понимание конструкций родительного падежа (отец брата и брат отца, сын сестры и сестра
сына);
интравертированных конструкций (Я позавтракал после того, как прочитал газеты. Что я
сделал раньше?);
проб Хеда (Покажите указательным пальцем правой руки левое ухо);
е) Оценка фонематического анализа. Определение количества букв в словах, первой и последней
букв в слове, анализ слова по одной или двум фонемам (если произносится слово, в котором есть звук
«с» или «с» и «р», поднять руку).
Нарушения речи:
Речевой напор патологическое речевое возбуждение с непрерывной потребностью говорить.
Вычурная речь
использование необычных, малопонятных, часто не подходящих по смыслу
слов, сопровождающихся манерной жестикуляцией и гримасничаньем.
Зеркальная речь (эхолалия) непроизвольно повторяемые слова, услышанные от окружающих.
Монотонная речь
расстройство речи, при котором отсутствуют (или крайне незначительны)
изменения интонаций.
Обстоятельная речь
замедленная речь, с излишне подробным изложением маловажных и
несущественных деталей.
Олигофазическая речь обеднение словарного запаса, грамматического строя и интонаций.
Парадоксальная речь преобладание противоречивых по смыслу высказываний.
Персевераторная речь
многократное повторение одного и того же слова или оборота речи,
невозможность подобрать необходимые слова и обороты для продолжения речи.
Пуэрильная речь у взрослого напоминает лепетание, картавость и интонационные
особенности детской речи.
Рифмованная речь наполнена всевозможными рифмами, которые используются часто в ущерб
смыслу.
Скандированная речь
это расстройство речи, при котором говорят медленно, раздельно
произнося слоги и слова.
На основании вышеперечисленных методик нейропсихологического исследования возможно
выявление следующих синдромов нарушений высших корковых функций:
Эфферентная (вербальная) моторная афазия
дефект речи в виде нарушений плавности
артикуляционной речи, грубой персеверации, неспособности проанализировать услышанные или
произносимые слова, неудержания речеслухового ряда, отчуждения смысла слов. Часто эти нарушения
сопровождаются потерей плавности речи с затруднениями в приступе к слову, напряжением,
запинаниями, смазанностью произношений.
Локализация очага при эфферентной моторной афазии преимущественно в задне-нижних отделах
премоторной области левого, доминантного по речи, полушария головного мозга («зона Брока»).
Динамическая афазия проявляется скудной, свернутой, стереотипной речью без
произносительных затруднений. Речевая инициатива оказывается резко сниженной в сочетании с
тенденцией к использованию речевых штампов. Автоматизированная речь нарушается незначительно
или чаще не нарушается. Также мало нарушенными оказываются номинативные функции речи, однако
они отчетливо проявляется в диалогической и спонтанной речи в виде поиска нужного слова.
Отраженная речь обычно остается сохранной, но может пострадать воспроизведение многосложных
предложений. Понимание речи и сложных грамматических конструкций не страдает или нарушается
незначительно.
|