Navigation bar
  Print document Start Previous page
 59 of 351 
Next page End  

Выделяют 3 уровня речевых поражений:
— на 1-м (уровне замысла) спонтанная речь может отсутствовав», диалогическая осуществляется
только с опорой на вопрос;
— нарушения 2-го уровня отчетливо проявляются в монологической речи, составлении
предложений к сюжетных картинкам, пересказе текста, составлении рассказа на заданную тему,
невозможности трактовки пословиц, идиоматических выражений. Ошибки обусловлены дефектами
синтаксиса, вербальными заменами и даже персеверацией (на 1-м и 2-м уровнях динамической афазии
грубо нарушается коммуникативная функция речи — больные не задают вопросов и не стремятся
рассказывать о себе);
— 3-й уровень характеризуется экспрессивными аграмматизмами: ошибками в согласовании слов
в роде и падеже, глагольной слабостью и неправильным употреблением глагольных форм, отсутствием
предлогов, общей бедностью речевого высказывания.
Динамическая афазия, как самостоятельная форма речевой патологии, возникает при очагах
поражения мозга кпереди от «зоны Брока» (задние отделы извилины и медиальной поверхности левого
полушария).
Афферентная (артикуляционная) моторная афазия характеризуется кинестетической апраксией,
приводящей к системному дефекту на артикуляционном, лексическом и синтаксическом уровнях.
Клинически это проявляется отсутствием всех видов экспрессивной речи при относительно
сохранном понимании обращенной речи и чтении про себя.
Очаг поражения локализуется в левом полушарии (у праворуких) в нижних отделах задне-
центральной области с большим или меньшим вовлечением передних отделов теменной доли.
Акустико-гностическая (сенсорно-акустическая) сенсорная афазия нарушения экспрессивной
и импрессивной речи. Спонтанная и диалоговая речь в зависимости от степени выраженности
нарушается от степени «словесной окрошки», представляющей собой набор нечленораздельных по
звуковому составу слов, до относительно сохранной, но лексически обедненной речи. Нередко
наблюдаются логорея и склонность к речевой расторможенности.
Экспрессивная речь без произносительных затруднений, интонационно выразительная и
эмоциональная. Отмечаются изменения грамматической структуры речи. Речь больных изобилует
глагольными формами, вводными словами, наречиями, при относительной малой представленности
существительных. Грубо нарушена отраженная речь — отмечаются повторения отдельных звуков, слов и
предложений. Понимание ситуативной речи тотально нарушается лишь при грубой степени афазии. В
большинстве случаев сохраняется возможность понимания отдельных слов и простых команд.
Очаг поражения локализуется преимущественно в задне-верхних отделах 1-й височной
извилины левого полушария («зона Вернике»).
Акустико-мнестическая (сенсорно-амнестическая) афазия нарушения номинации. Функция
называния может нарушаться в большей или меньшей степени, причем отчетливой разницы в
назывании предметов и действий нет. Трудности называния выражаются увеличением латентного
периода припоминания, вербальными заменами, реже литеральными или отказом от ответов. Иногда
называние заменяется описанием назначения предмета или ситуацией, в которой он встречается.
Нередко конкретное название изображения предметов заменяется их обобщенным понятием.
Наблюдаются затруднения в нахождении нужных слов или выражений. Произносительные нарушения
речи не отмечаются.
В классификации А.Р. Лурия выделены две формы афазии, связанные с поражением височно-
теменной области левого полушария (у праворуких): амнестическая и семантическая. Если очаг
поражения распространяется в каудальном направлении и захватывает теменно-затылочную область, то
могут возникнуть специфические нарушения чтения и письма (оптическая алексия и аграфия).
Семантическая афазия в отличие от акустико-мнестической и амнестической афазии
характеризуется наличием грубого избирательного импрессивного, реже — экспрессивного
аграмматизма, проявляющегося в нарушении понимания и оперирования сложными грамматическими
категориями. Больные плохо понимают предлоги и наречия места, отражающие пространственные
взаимоотношения между объектами, сравнительные и переходные конструкции, временные отношения,
конструкции родительного падежа. При этом сохраняется способность читать и писать.
Hosted by uCoz