поведении, если переживания не отражаются на общем рисунке и деталях поведения, то следует
усомниться в их достоверности.
Основная психиатрическая интерпретация связана с выделением симптомов по сферам
психопатологических нарушений, описанных в общей психопатологии, и синдромов. Все синдромы
делятся на позитивные и негативные. Позитивные представляют из себя некий плюс к психическому
состоянию, к ним, в частности, относятся бред и галлюцинации, негативные минус, например
редукция энергетического потенциала или апатия. Каждый синдром может включать симптомы
психопатологии разных сфер (например, памяти и мышления, сознания и восприятия), но может
складываться и в пределах одной сферы (например, галлюциноз).
4.2. Нейропсихологическая интерпретация
С позиций нейропсихологии все психические расстройства связаны с функциональным или
морфологическим повреждением в системах трех функциональных блоков мозга: блока регуляции тонуса
и активности, уровня сна и бодрствования (ретикулярная формация, лимбическая система,
медиобазальные отделы лобной и височной коры), блока приема, переработки и хранения информации
(анализаторные системы), блока регуляции, контроля и программирования психической деятельности
(моторные, премоторные, префронтальные отделы коры лобных долей). Среди нейропсихологических
синдромов поражения мозга выделяют:
синдромы поражения затылочных отделов больших полушарий мозга (зрительные агнозии,
модально-специфические нарушения внимания, оптико-пространственная апраксия, оптико-
мнестическая афазия),
синдромы поражения височных отделов (слуховые агнозии, акустико-мнестическая афазия,
слуховое невнимание, модально-специфические расстройства памяти, эмоциональные нарушения и
нарушения сознания),
синдромы поражения теменных отделов (тактильные агнозии, афферентная моторная афазия,
кинестетическая апраксия, синдром тактильного невнимания),
синдромы поражения третичных височно-теменно-затылочных отделов (конструктивная
апраксия, аграфия, алексия, акалькулия, семантическая афазия, амнестическая афазия),
синдромы поражения премоторных отделов коры (кинестетическая апраксия, эфферентная
моторная афазия, динамическая афазия, двигательное невнимание, нарушение динамики течения
интеллектуально-мнестических процессов),
синдромы поражения префронтальных отделов лобной коры (префронтальный
конвекситальный синдром, префронтальный базальный синдром, префронтальный медиальный
синдром),
синдромы «расщепленного мозга» (синдром аномии, синдром «дископии дисграфии»).
4.3. Психоаналитическая интерпретация
Эта интерпретация прямо не соответствует психиатрической. В частности, психоанализ
рассматривает невроз не как дезадаптацию, а как особую нормативную форму адаптации.
Феноменологически психоанализ фиксируется на уровне симптома, который интерпретируется как
результат одного из механизмов защиты, срабатывающего в результате задержки развития на стадиях
психосексуальности, психического онтогенеза или в результате регресса к определенным стадиям.
Психоаналитическая интерпретация зависит от того, в рамках какой аналитической школы она
происходит, но независимо от школы аналитик пытается ответить на вопрос, почему галлюцинации
именно этого содержания переживает пациент и почему именно таково содержание его симптома,
например навязчивостей или бреда.
Интерпретация деталей и содержательной стороны симптома часто бывает важной для
невротика, но совершенно недоступной для пациента в состоянии психоза. Тем не менее
психоаналитическая интерпретация является важной составной частью работы с любым пациентом,
поскольку она опирается на психический онтогенез и особенности интерперсональных отношений. Так,
|