аппетита, желудочно-кишечные проблемы, это вызывает страх и психоз.
Voodoo, zombi. Синдром относится к поведению «живых мертвецов». В Африке, где
прослеживаются корни религии вуду, умерший неанга становится зомби, если причины его смерти не
выяснены колдуном; элементы вуду описаны у дагонов, фанги, заир. Аналогом зомби является упырь
(мертвец-вампир), нападающий на людей и животных, вследствие вселения в человека нечистой силы.
Среди креолов Гаити существует тайное общество вуду. Согласно этнобиологической гипотезе
«зомбификация» выглядит следующим образом: жертва получает, нередко во время праздника и
совместной трапезы, порошок, содержащий высушенную рыбу, в печени которой содержится
тетродотоксин. В порошке содержится строго определенная доза токсина, которая не вызывает смерти,
но замедляет метаболизм, внешне это состояние выглядит как глубокий сопор. Жертву хоронят, но затем
колдун ее раскапывает и дает галлюциноген, содержащийся в грибах. Сбор грибов осуществляется у
воды, омывающей кладбище. В момент дачи галлюциногена производится чтение директивного текста,
который парализует волю жертвы, и она отдается в рабство на плантацию сахарного тростника.
Anfechtung. Психоз, описанный у индейцев провинции Манитоба. Проявляется как избегание
социальных контактов с чувством вины за неправильное исполнение религиозных обрядов. Возникает
уверенность в соглашении с дьяволом и одержимость им. Активное стремление к самоубийству.
Психосоматические симптомы тревоги и депрессии.
Chisara chisara. Психоз у шона Южной Африки. Разнообразные психотические симптомы,
возникающие, по мнению жертвы, под влиянием ведьмы, ощущение вселения черной силы и острое
переживание вины. Под влиянием болезни пациенты уходят в лес и живут там одни. У шона описано
также ebenzi-состояние, связываемое с одержимостью ведьмами, но проявляющееся в бессвязной и,
вероятно, насильственной речи и немотивированных поступках, иногда после этих приступов
происходит своеобразное просветление, и приступ описывается жертвой как одержимость злой силой.
Coro. Описан как у мужчин, так и у женщин в северо-восточной Азии, у негров США, в Индии и
в единичных случаях у народов Европы. Заключается в остром переживании сморщивания, втягивания
в живот и уменьшения в размерах полового члена или больших половых губ. Наблюдается в рамках
диссоциативных расстройств, депрессий и шизофрении.
Latah. Наблюдается в Малайзии, Филиппинах, Западной Сибири, Северной Америке и Африке.
Характеризуется повышенной внушаемостью, склонностью к мимической имитации, в частности смеха
и плача. Эпидемии повышенной внушаемости, сопровождающиеся индукцией идей отравления, также
близки к данному синдрому.
Икотная болезнь. Эпидемическое диссоциативное расстройство, характерное для севера
европейской части России. Звуки и движения икоты ассоциируются с попаданием чего-либо в горло,
чаще волоса, в результате «сглаза». Индукция чаще распространяется среди женщин и нередко приводит
к агрессии по отношению к предполагаемому источнику «сглаза».
Пороблено. Эпидемическое диссоциативное расстройство, характерное для юга и юго-востока
Украины. Протекает как индуцированная депрессия с диссоциативными чертами у женщин, которая
связывается с действием порчи, сглаза, «сделанности» (пороблено).
Психический вампиризм. Психоэнергетические переживания в результате погружения в
магические ритуалы. Особенно характерны в периоды эпидемической увлеченности паранормальными
явлениями и психоэнергетикой. Пациенты убеждены в обмене энергией между ними и окружающими,
«чувствуют» и диагностируют внутренние органы окружающих и их духовные сущности в форме аур.
Описаны также многочисленные черты сходства диссоциативных (истерических) эпидемий и
хилиастрических (мессианских) движений. В структуре традиционной культуры большинство
этнопсихопатологических расстройств считаются нормативными и корригируются религиозными
ритуалами. Отношение собственно религиозных течений к психиатрии весьма различается. В
частности, во многих африканских странах, например Нигерии, пациентом занимается как шаман
(знахарь) так и психиатр одновременно, таким образом шаман выполняет роль культурального психолога
и психотерапевта. Христианство негативно относится к энергетическим и шаманским практикам и
акцентирует внимание на неразделимости души и тела. Процесс терапии понимается как путь осознания
греха и покаяния.
|