дающие возможность минимального обеспечения функции, затем происходит их дифференцирование.
Из этого следует, что для каждого возраста определенные системы должны иметь
соответствующую зрелость.
Мозг представляет собой единую систему, состоящую из различных участков и зон, которые
выполняют свою специфическую роль в реализации психических процессов.
Модель А.Р. Лурия характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого
морфо-функционального целого. Согласно ей, мозг может быть подразделен на три структурно-
функциональных блока:
а) энергетический блок, или блок регуляции уровней активности мозга (в него входят все
подкорковые структуры, стволовые структуры, базальные ядра, лимбическая система, медиобазальные
отделы мозга).
Функции 1-го блока:
1) Энергизация мозга через восходящие пути ретикулярной формации; системы сон
бодрствование, сознание бессознательное. В 1-м блоке локализованы центры черепно-мозговых
нервов, ядра симпатической и парасимпатической нервной системы.
2) Первичный фильтр, отсеивающий импульсы с периферии, разделяющий их на главное и
второстепенное. Это «глобальное реле» переключающее всю иннервацию от тела к мозгу и наоборот,
т.е. контроль взаимодействия «среда организм».
3) Центральный орган гормонального контроля, контроля витальных функций, дыхания,
органной ритмики. Это иммунная система (гипоталамо-гипофизарный комплекс), регуляция базальных
эмоций и аффектов (лимбическая система).
1-й блок мозга это одна из наиболее древних структур, которая в филогенезе претерпела
минимальные изменения. Развитие структур 1-го блока происходит внутриутробно, а окончательное
созревание заканчивается к 1-му году жизни, то есть ребенок рождается с созревшим на 7590% 1-м
блоком, поэтому сложившиеся параметры базисные и слабо поддаются изменениям.
б) блок приема, переработки и хранения информации (задние отделы головного мозга,
височные, теменные, затылочные, зоны «ТРО» / теменно-затылочно-височного перекреста).
Височные отделы обеспечивают опосредование речевых функций. Правое полушарие
невербальный слух, бытовые шумы, интонации. Левое полушарие (доминантное) речевые функции.
Теменные отделы обеспечивают тактильные функции (кинестетические), тонкий праксис.
Правое полушарие соматогнозис. Левое полушарие кинестетическое восприятие внешних
стимулов.
Затылочные структуры опосредуют зрительное восприятие. Правое полушарие обеспечивает
лицевой гнозис.
Функции этого блока связаны с обеспечением функционально-технической стороны любой
деятельности по типу автоматизмов. Развитие второго блока происходит до 79 лет.
в) блок программирования регуляции и контроля над протеканием психической
деятельности (префронтальные, лобные отделы, нисходящие пути ретикулярной формации).
Мозговые структуры этого блока созревают самыми последними к 12 годам, но закладываются
самыми первыми, на фоне развития лобных структур развиваются все остальные отделы головного
мозга. Лобные структуры выполняют функцию отражения, программирования и контроля, то есть
собирают всю информацию и реализуют алгоритмы деятельности.
Биохимия. В основе всех психопатологических нарушений лежат относительно специфичные
биохимические нарушения, в частности, связанные с уровнем нейрогормонов, обменом веществ,
аутоиммунными процессами. При иммунологических исследованиях аффективных психозов обнаружен
антиядерный фактор, при шизофрении повышен уровень сывороточной противотимоцитарной
сыворотки и повышена цитотоксическая активность сыворотки крови, при эпилепсии обнаружены
противомозговые антитела, при болезни Альцгеймера выявлена иммунная реакция на бета-амилоид.
Предполагается, что общим иммунным механизмом являются генетически детерминированные
изменения тканевого антигена, которые ведут к реакции иммунной системы на аутоантиген, выработке
аутоантител, которые сенсибилизируют лимфоциты, что и приводит к деструктивным влияниям на
структуру мозга.
|